В рамках Российских программ 34-го ММКФ прошло обсуждение открытого письма молодых кинематографистов Никите Михалкову. Впервые это послание было зачитано неделю назад в Мосгордуме, в ходе круглого стола, посвященного поддержке этих самых молодых кинематографистов. На тот момент обращение было анонимным. К среде несколько авторов объявились и пришли на обсуждение в Союз кинематографистов.
Шум вокруг письма разразился изрядный. Кратко говоря, у многих вызвали неприятие сам факт отсутствия конкретных фамилий (значилась условная «61 подпись») и тон послания. Оно написано вроде как людьми, обеспокоенными засильем безнравственности в обществе, но при ближайшем рассмотрении видно: к Михалкову обратились обиженные. На несознательных сверстников, которые не осознают ответственности кинематографиста перед обществом. На тех отборщиков отечественных фестивалей, что предпочитают наполнять программы смотров «примитивными попытками грязного саморекламирования и эпатажа публики». На таинственных личностей, формирующих «пакеты» студенческих и дебютных фильмов для отправки на фестивали международные – ведь и те норовят потрафить вкусам европейцев, жаждущих, как известно, видеть кино про «умирающую Россию». И на членов всевозможных жюри, награждающих безнравственные опусы.
Думаете, это черная сатира? Увы. Читайте: «Картины, несущие нравственные ценности и положительные эмоции, снятые по всем канонам киноискусства, дающие свет и надежду, убираются организаторами на задворки фестивалей или вовсе не проходят конкурсный отбор. О призовых местах таким фильмам говорить вообще не приходится. Это свидетельствует об отсутствии каких-либо внятных критериев отбора, о низком нравственном и эстетическом уровне понимания киноискусства отборщиками фестивалей и лицами, формирующими программы, а также об их ангажированности «избранными» мастерами и продюсерами». Или: «Почему же мы сами, волей конкретных функционеров от кино, подогреваем и ублажаем некрофагистский аппетит европейцев? Такая политика не только является дискредитирующей, но и стимулирует молодых кинематографистов снимать безнравственную чернуху и пошлость, обещая престижные награды и международное признание».
Обсуждение письма протекало бурно. Никита Михалков объяснил недоумевающим журналистам, почему молодые кинематографисты не решились подписаться. «Здоровые люди сегодня боятся подписывать такие письма. Можно понять: их ужас охватывает, что они станут изгоями. Это же напоминает времена тоталитаризма!» На закономерную просьбу представить авторов письма Никита Сергеевич отреагировал странно: «Вот это и есть истерическая диктатура либерализма!»
Впрочем, в ходе дискуссии авторы обозначились сами. Хедлайнером пошел недавний выпускник режиссерского факультета ВГИКа Дмитрий Боголюбов. «Нас вообще никуда не допускают. Мы были вынуждены пойти на такую крайность – написать письмо, – пожаловался он. – Намного проще взять героя, который матерится и выдает всякие перлы, пойти с ним по улицам, пьянкам, подворотням, а потом смонтировать все это и выдать за фильм. А я в своем творчестве пытаюсь обозначать проблемы, но не спекулировать на них, оставлять надежду. И что? На фестивале «Святая Анна» мой фильм показывали в 9 утра в Малом зале…» В том же духе выступали еще двое подписантов – говорили о том, что надо в фильмах нести свет, воспитывать в зрителе совесть, честь и достоинство. Договорились до того, что надо на фестивалях и премиях ввести специальные призы и номинации за «позитивные фильмы». Очень хочется ведь призов и чтобы фильмы показывали на фестивалях в прайм-тайм, в самых больших залах…
Задавались, конечно, вопросы риторического характера: например, не приходит ли авторам письма в головы, что кино берут на фестивали потому, что оно хорошее, а не берут потому, что оно плохое? Ну и вообще, что кино бывает хорошее или плохое, а не «чернушное» и «позитивное»? Но убежденность в наличии и силе артхаусной мафии непреодолимо. «Кто вам не дает снимать кино о светлых чувствах?» – взывала к Дмитрию Боголюбову режиссер Марина Разбежкина, чья киношкола подвергается особой критике со стороны тоскующих по позитивному кино. Никакого внятного ответа.
Помимо «лирики» в письме содержится и конкретное предложение – создать при СК молодежное отделение под опекой самого Н.С.Михалкова. «Мы хотим нести в общество мысль и свет, пропагандировать настоящие духовные и нравственные ценности», – пишут авторы разных фильмов, в том числе и тех, что показываются в 9 утра в малых залах. «Наша цель в том, чтобы снимать позитивное кино стало модно и престижно», – добавил уже устно в ходе обсуждения Дмитрий Боголюбов. К просьбе молодых Никита Михалков отнесся очень серьезно и обещал решить вопрос с молодежной секцией Союза кинематографистов на ближайшем секретариате. «Сами выберете себе лидеров! – добавил он. – Если, конечно, у вас не пропало желание этим заниматься после того, как вас приняли за ничто…» Сильное предположение. На самом деле подписанты письма кажутся растерянными и неприкаянными, столкнувшимися в начале пути с равнодушием индустрии. Их обида на невнимание понятна, как теоретически понятны и устремления к свету и радости на экране. Хочется думать, что анонимное письмо, полное разоблачений невидимых врагов, они написали от отчаянного желания работать, а не от жажды мести за личный неуспех.