0
3146
Газета Кино Интернет-версия

14.06.2012 00:00:00

Жили-были две бабы

Тэги: кино, кинотавр


кино, кинотавр Интеллигенция и народ – друг без друга никуда...
Кадр из фильма «Кококо»

Жюри сочинского смотра под руководством Владимира Хотиненко удостоило главного приза картину Павла Руминова «Я буду рядом» – а на нее не делал ставку никто в стихийном фестивальном тотализаторе. Никакого прорыва в киноязыке она не совершила, но на историю больной раком молодой мамы не смогли не отозваться судейские сердца. И это тот случай, когда критика их решения как бы и неуместна. Но нельзя все же не отметить: даже в нынешнем конкурсе «Кинотавра» были более очевидные претенденты на Гран-при.

Неожиданно и – по общему мнению – несправедливо обошли с призами картину единственного конкурсанта-мэтра – «Искупление» Александра Прошкина. Фильм добротный, с хорошими актерскими работами, и в контексте этого конкурса смотрелся он как образчик достоинства и профессионализма. А в остальном призовой расклад оказался адекватен реальности. Лучшим режиссером признан постановщик фильма «Жить» Василий Сигарев, а операторский приз ушел к работавшему на этой картине Алишеру Хамидходжаеву. Эту же картину сочли достойной своего приза члены гильдии киноведов и кинокритиков, аккредитованные на фестивале. Они же выдали диплом автору фильма «Рассказы» Михаилу Сегалу, а большое жюри наградило его призом за лучший сценарий. Две награды у сложной драмы Алексея Мизгирева «Конвой»: за лучшую музыку (ее написал чрезвычайно востребованный нашим кино композитор Александр Маноцков) и мужскую роль, сыгранную совсем молодым актером Азаматом Нигмановым. Лучшим дебютом признали неплохую картину «Дочь» двух уже, в общем-то, взрослых режиссеров (но дебютируют люди и после сорока!) Александра Касаткина и Натальи Назаровой. Приз за лучшую женскую роль разделили пополам – между актрисами Анной Михалковой и Яной Трояновой, чей дуэт в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо» и впрямь вышел ярким.

Премьеры «Кококо» на «Кинотавре» ждали с особым любопытством. Гадали, прибудет ли поддержать Авдотью Смирнову ее новый супруг Анатолий Чубайс. И он приехал! Вел супругу под руку, сквозь плотный строй теле- и фотокамер. На следующий день даже тихо пробрался на пресс-конференцию по картине – сел среди журналистов и слушал, как идет разговор. Восприняли «Кококо» в основном хорошо, но с оговоркой: кино это не фестивальное. Стилевых изысков в картине и вправду не увидишь. Она сравнима с советскими фильмами той поры, когда режиссеры умудрялись и широкую публику обаять, и фигу в кармане обозначить. Для одних «Кококо» станет комедией про то, как жила-была одна баба, и вот ей как снег на голову свалилась другая баба, и такая у них пошла веселая кутерьма! Другие в очередной раз оценят ехидство автора в изображении интеллигенции, воспримут социальный дискурс. Упрощенно говоря, героини Смирновой олицетворяют два класса, а уж потом – два женских типа. Лиза (Анна Михалкова) работает в пыльном питерском музее, а живет в мастерской отца-художника. Ее новая подруга Вика (Яна Троянова), по общему мнению высокоумных друзей, – дикая хабалка с периферии. Плешивые музейные мужчины и очкастые кандидатки наук в серых пиджаках смотрят на эту размалеванную гастролершу из Ёбурга, как на диковинную обезьянку в клетке. С пылом народоволки Лиза сеет доброе-вечное, рассказывает своей экзотической дремучей подруге про классицизм и рококо. «Кококо?» – переспрашивает Вика.

«Вот с этим своим «Мы знаем, как надо» мы способны замучить ближнего, и при этом мы пойдем на митинг в защиту Ходорковского!» – толковала замысел Смирнова. Митинг в защиту МБХ действительно есть в ее фильме – совершенно карикатурный. Перед музеем собираются, опасливо озираясь, немногочисленные научные сотрудники – жалкие какие-то – и суетливо растягивают длинный транспарант с требованиями по поводу заключенного. На пресс-конференции Смирнова отлично говорила о серьезных вещах, ее наблюдения относительно отношений разных сословий в нашей стране точны и смелы. Но в фильме эти ее ощущения, увы, сбиваются на злой фарс и обнаруживают большой запас авторского презрения к «убогим» умникам. В финале «Кококо» Лиза с Викой, пережившие уже и пик внезапной дружбы, и столь же полное взаимное отвращение, никак не могут расстаться. «Не отдавайте меня ей!» – вопит гостья Северной столицы в полиции, куда ее сдала интеллигентная подруга. Но Лиза как сдала, так и заберет, ведь ее учили в детстве, что мы в ответе за тех, кого приручили. Так в знаменитом фильме Павла Лунгина «Такси-блюз» никак не могли разорвать своих смертельных объятий таксист Шлыков и саксофонист Селиверстов – гегемон и богема. Ключевым кадром «Кококо», если верить режиссеру, является тот, где на заспиртованных в музейной банке сиамских близнецов с ужасом и восхищением смотрят обе героини – грубая, витальная Вика и замороченная ученая Лиза. «Между ними неразрывная связь, – рассказывала Смирнова. – Они будут меняться ролями до бесконечности, но никуда друг от друга не денутся».

Сочи–Москва

Чем еще запомнился 23-й «Кинотавр»:

– сгорела пафосная дискотека «ПлотФорма», которая в последние годы не давала спать гостям и участникам фестиваля, проживавшим в гостинице «Жемчужина»;

– на премьеру фильма супруги приехал Анатолий Чубайс;

– на фестиваль не приехал ни министр культуры, ни его заместитель по вопросам кино;

– в ходе круглого стола «Фонд кино в диалоге» директор фонда Сергей Толстиков объявил, что круг кинокомпаний-мейджоров расширен с 7 единиц до 10. И три новых участника – о, радость! – компании, которые ориентированы вовсе не на патриотические блокбастеры. Это «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» президента «Кинотавра» Александра Роднянского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Екатерина Трифонова

Защите не позволяют непосредственно оценивать доказательства обвинения

0
379
Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Михаил Сергеев

На новом этапе борьбы с инфляцией правительству предстоит борьба с самим собой

0
518
Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Владимир Мухин

Накопившиеся на фронте и в обществе проблемы отрицательно влияют на боеспособность армии

0
465
Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Ольга Соловьева

Отказ от энергоносителей из РФ осложняется экономикой и географией

0
471

Другие новости