0
1964
Газета Кино Интернет-версия

05.06.2012 00:00:00

На фоне тревожной музыки

Тэги: сочи, кинофестиваль, кинотавр


сочи, кинофестиваль, кинотавр Предприимчивый су-шеф (Сахат Дурсунов) своих в обиду не даст. Кадр из фильма Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит»

Церемония открытия главного смотра отечественного кино окрашена была в тона весьма меланхолические. «Наш фестиваль проходит во времена, когда победа американского киноаттракциона очевидна, а кинематограф авторский все тяжелее пробивается к зрителю», – сказал президент «Кинотавра» Александр Роднянский. И словно в доказательство его настроения в действо вкралась какая-то тревога – зыбкая музыка, какой впору звучать в триллере, мрачноватый, скорбный колорит видеозаставок и роликов. Если брать в расчет то обстоятельство, что сочинский фестиваль – индикатор главных тенденций не только в кино как искусстве и индустрии, но и в атмосфере внутри профессионального сообщества, то стоит признаться: оптимизма маловато.

Даже чествование Карена Шахназарова, лауреата приза «Кинотавра» за вклад в кинематограф выглядело отчасти как лыко в строку. Когда дали на экран фрагмент из его знаменитого фильма «Город Зеро», просто оторопь взяла: герой Владимира Меньшова, деятель мистического города, толкает монолог о государственности как основе всего, о том, что заморский враг не дремлет… С оловянным взглядом несет звонкую, пустую ахинею, выдает набор густопсовой советской риторики-пропаганды, а инженер Варакин в исполнении Леонида Филатова с изумлением ему внимает… В зале Зимнего театра нервно захихикали. Совсем как-то тоскливо стало от другого ролика, в котором остроумно смонтировали кадры из того же фильма Шахназарова и из «Сталкера» Тарковского: крутится знаменитая карусель со всякими типажами позднесоветского общества, устроенная Шахназаровым как недобрая пародия на фонтан «Дружба народов», а на ее фоне Сталкер–Кайдановский идет, бежит – пытается прорваться через Зону. Шла эта композиция под рэп на стихотворение Арсения Тарковского «Только этого мало». Странное получилось открытие фестиваля, может, излишне эстетское, но в нем постановщики продемонстрировали слух на исторический момент, решились поделиться своей тревогой, и это произвело довольно сильное впечатление.

А сам Карен Шахназаров пошутил, выйдя на сцену, что приз за вклад – первый сигнал к тому, что пора сворачиваться. «Последний «звоночек» – приз за честь и достоинство, но я надеюсь, что время у меня до него еще есть…» С юмором у Карена Георгиевича, который в июле отпразднует всего лишь 60-летие, все в порядке, а недавно вышедший на экраны его «Белый Тигр» никаких оснований не дает думать, что этот режиссер уже лучше бы почивал на лаврах. В связи с премьерой в последние недели много довелось его слушать, читать интервью – и каждый раз с благодарностью отмечаешь масштаб этой личности, несуетность мысли, степенность повадки. На открытии «Кинотавра» показали дипломную короткометражку Шахназарова, экранизацию шукшинского рассказа «Шире шаг, маэстро!», за которую ему в свое время Леонид Гайдай поставил пятерку. Удивительно сейчас видеть, каким сентиментальным бывал Шахназаров, как вбиты были даже в его творческую натуру сваи советского кино. Хотя, чему же удивляться, было это 40 лет назад. Именно столько сам Карен Георгиевич не видел своего дипломного фильма, в чем он признался с волнением.

В тот же вечер открытия был показан и первый конкурсный фильм – черноватая комедия Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», в основу которой были положены истории, разговоры посетителей самого пафосного и одиозного ресторана Москвы «Пушкинъ». Когда Хлебников рассказывал о картине во время работы над ней, в воображении рисовалось эдакое поколенческое кино, групповой портрет преуспевших 30–40-летних дельцов, богемных прожигателей жизни. «В этом ресторане сидят мои сверстники. Кто-то из моих одноклассников стал врачом, кто-то спился, кого-то уже нет. Я вот режиссер, Вика Толстоганова – актриса», – рассказывал Борис. В общем-то, это так, но на какие-то высоты обобщения выйти не удалось. «Ночь» для Хлебникова стала скорее походом на территорию эксперимента с формой и способом производства (мы писали о том, что фильм снят без привлечения государственных средств, на вклады всех членов съемочной группы). И в этом смысле кино получилось – оно смотрится легко, конструкция его оригинальна и даже филигранна. Это мозаика из микропортретов, жанровых сценок, скрепленная линиями двух персонажей, официантов в исполнении талисманов Хлебникова – актеров Александра Яценко и Евгения Сытого. Каждый переживает личную драму, в подсобке ругается, мирится и снова ругается по телефону с любимой женщиной и в зал выходит заряженный соответствующими эмоциями. А там кто только не сидит… Новые русские, их жены и содержанки, нервные режиссеры и оторванные от суровых реалий родной страны хипстеры. Умение «попасть» в образ при выборе актеров даже на самые крошечные роли – конек Хлебникова, а тут ролей много, было где развернуться. Отдельные камео просто прекрасны. Алена Долецкая в роли тещи сурового богатея, Дарья Екамасова и Анна Котова – парочка дурочек-лимитчиц, взирающих на золотую лепнину с благоговением. Кроме подсобки и зала есть в фильме еще один объект – кухня, где живут своей жизнью повар-туркмен и его помощники-киргизы. Тут свои драмы. Одного из ребят загребли в полицию, отняли паспорт, и харизматичный су-шеф садится на телефон – поднимает «связи», разворачивает целую кампанию по освобождению «своего» (отличная работа Сахата Дурсунова!). Линия вкрадчивой, невидной массовому взгляду экспансии уроженцев Центральной Азии, кажется, давно и по-особому важна для Хлебникова. Вспомним потрясающий эпизод из «Сумасшедшей помощи», где тетка-узбечка идет по московскому микрорайону и гортанно перекликается со своими соплеменниками, скрытыми в подвалах и прочих дырах… В «Ночи» эти ощущения уже достаточно оформлены: есть параллельная Москва, в которой говорят по-киргизски и живут по законам своего племени. Когда в финале в зале роскошного ресторана начинается массовая, абсолютно иррациональная, но жесткая драка между двумя официантами, между официантами и посетителями, между незнакомыми друг с другом людьми (ну просто так совпало – всех все достало, кулаки зачесались, а тут и спичку поднесли), киргизы в белых костюмах и колпаках все как один с любопытством снимают эту живописную сцену на камеры своих мобильных телефонов: надо же, с каким озверением эти русские молотят друг друга. С жиру бесятся, не иначе!

Сочи


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Адвокатов отодвигают от конвейера правосудия

Екатерина Трифонова

Защите не позволяют непосредственно оценивать доказательства обвинения

0
341
Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Упражнения с ключевой ставкой в России завершены

Михаил Сергеев

На новом этапе борьбы с инфляцией правительству предстоит борьба с самим собой

0
479
Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Киев берет курс на увеличение численности ВСУ

Владимир Мухин

Накопившиеся на фронте и в обществе проблемы отрицательно влияют на боеспособность армии

0
428
Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Евросоюз откладывает запрет на российский сжиженный газ

Ольга Соловьева

Отказ от энергоносителей из РФ осложняется экономикой и географией

0
435

Другие новости