0
4403
Газета Кино Интернет-версия

04.06.2012 00:00:00

ГМИИ от Леонида Парфенова

Тэги: кино, тв, парфенов, гмии, музей


кино, тв, парфенов, гмии, музей Профессор Иван Цветаев под маской Олега Табакова.
Кадр из фильма

В минувший уик-энд Первый канал показал новый фильм Леонида Парфенова «Глаз Божий» (две серии по 75 минут), посвященный 100-летию Музея изобразительных искусств имени Пушкина. По большому счету фильм – о том, что представление о прекрасном у русских на самом деле является и европейским, и мировым. Как сказал Леонид Парфенов: «Поповский сын Иван Цветаев, купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин оказались первыми ценителями авангарда. О них, об этой традиции и о том, как она выживала во времена гонений, – наш фильм».

«Глаз Божий» снят в распространенном нынче жанре докудрамы, столь удачно совпадающим с творческим кредо автора – просвещать развлекая. Документальный фильм, в котором главными действующими лицами стали Иван Цветаев, Сергей Щукин, Иван Морозов, Илья Эренбург, Анри Матисс, Пабло Пикассо, погружает зрителя в описываемое время и события, он максимально и ярко детализирован, но главное – в фильме использовано огромное количество фактов и материалов, о которых мало кому известно.

...Щукин был способен купить картину даже вопреки своему вкусу, если доверял художнику. Он поначалу было отказался от панно «Танец», доехал до Варшавы и оттуда дал телеграмму Матиссу, что потом будут называть коллекционерским подвигом. Меценаты Щукин и Морозов не забрали с собой в эмиграцию ни единой картины из своих собраний: коллекция Морозова оценивается в 5,5 млрд. и в 8 млрд. – коллекция Щукина.

...Когда Матисс по приглашению Щукина приехал в Москву, где увидел свое панно «Музыка» с закрашенными «мужскими признаками» у флейтиста, художник ничего не сказал своему благодетелю, но и не забыл об этом. И уже в 30-х годах неоднократно писал советским властям, требуя убрать с картины этот «фиговый листок». Только в 1988 году реставраторы Эрмитажа удалили ретушь.

...Знаменитый рисунок Пикассо «Голубь мира», ставший эмблемой международного движения за мир, вернул новому искусству надежду на возвращение в Россию. В 50-м Пикассо дают Международную премию мира, а вместе с ней – официальный статус прогрессивного художника. В 56-м друг Пикассо, советский поэт Илья Эренбург пробивает в СССР первую персональную выставку художника.

«Мировоззрение – это взгляд на мир», – пояснил на всякий случай Леонид Парфенов, красуясь в кадре фирменной жестикуляцией. Для зачина, для первой полуторачасовой серии любитель делать фильмы-истории выбрал сплетение трех сюжетных линий – профессор Иван Цветаев под маской Олега Табакова выбивает деньги на музей слепков, Щукин и Морозов с горящими глазами бегают по обретающимся во французской столице искусств художникам и маршанам. Цветаев, обивавший пороги государевы и пороги промышленников и купцов, успел побыть директором лелеемого им детища всего год. Московских меценатов, сколотивших ценнейшие собрания импрессионистов и постимпрессионистов, революция смела во Францию, а коллекции были национализированы. Все кругло – духоподъемное начало истории и конец ее в философическом духе c’est la vie. Такова первая серия. Действо не протекает, а бросается с места в карьер, скучать не придется, фильм развлекает вас изо всех сил – впечатлительный Щукин от встреч с непризнанным еще прекрасным заикается сверх всякой меры, тучный Морозов, усаживаясь в кресло торговца Амбруаза Воллара, кряхтит о его неудобстве – мол, пока не купишь, не встанешь, по-французски же благодарствует за комфорт, Николай Второй – Евгений Миронов томно кивает на цветаевский музейный план, Нечаев-Мальцев интересуется больше «Шабли», чем цветаевскими векселями, которые его просят оплатить. А в перерывах Парфенов то топчет асфальт Колымажного переулка, то парижскую брусчатку. Исторической фактуры немного, digest самого известного, разыгранный по ролям и сдобренный мультимедийными вставками.

Можно вообразить, что фильм Парфенова – своего рода ответ на недавнее недовольство Ирины Антоновой фильмом Олеси Фокиной, фильмом-биографией, вышедшим к юбилею Антоновой на том же Первом канале. Понравилась ли ей новая двухсерийная картина – пока неизвестно, но и публичного ее недовольства тоже не последовало.

Достоинство нового фильма Парфенова в том, что ему удалось показать не только историю музея как такового – рассказывая о коллекционировании, о поисках красоты, о смелости вкуса, – ему удалось показать историю страсти конкретных людей. В фильме шедевры в буквальном смысле слова оживают в попытке передать зрителю то впечатление, которое они производили на своих самых первых покупателей – русских меценатов, сумевших увидеть в них 100 лет назад то, что мало кто тогда видел. Что касается примочек вроде раскрашенного под кубизм парфеновского лица в конце первой серии или одевания им скульптуры девушки с веслом в футболку и трусы – это так называемые бантики, оживляж кадра; это может нравиться или нет, но вполне допустимо в докудраме.

Ну и, конечно, нельзя не отметить звездный актерский состав фильма: Пабло Пикассо – Петр Налич (первая серия) и Владимир Познер (вторая серия), Иван Цветаев – Олег Табаков, Марк Шагал – Владимир Этуш, Николай Второй – Евгений Миронов, Иван Морозов – Сергей Васильев, Анри Матисс – Гийом Проценко, Сергей Щукин – Владимир Зайцев, Ирина Антонова – Марина Зудина, истопник Цветаевых (он был первым посетителем музея) – Михаил Ефремов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Участников СВО будут учить цифровым выборам

Участников СВО будут учить цифровым выборам

Иван Родин

Востребованным кандидатам открыт путь на праймериз "Единой России"

0
1019
Судейское усмотрение остается выше протоколов

Судейское усмотрение остается выше протоколов

Екатерина Трифонова

Аудиозапись процесса предлагают лишь приравнять к бумажной версии

0
1086
Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Абхазия ждет от Бадры Гунба скорых реформ

Игорь Селезнёв

Оппозиция пока не оспаривает поражение своего кандидаты на выборах президента

0
1311
Госпропаганда минимизирует боевые действия

Госпропаганда минимизирует боевые действия

Иван Родин

Соцопросы показывают, что общественное внимание переключается на переговоры РФ-США

0
1321

Другие новости