0
1342
Газета Кино Интернет-версия

16.04.2012 00:00:00

Кино в чуланах – перезагрузка

Тэги: кино, прокат


кино, прокат Всех волнует будущее нашего кино, всем интересно, каким оно будет...
Фото Дианы Османовой

Главные беды отечественного кинематографа – уже даже не отсутствие денег и проблемы с прокатом. Фильмы снимаются, но российская публика предпочитает им зарубежные. Скепсис зрителя по отношению к нашему кино – вот самый страшный и пока, увы, непреодолимый вызов для индустрии. К такому выводу пришли участники проектно-практической конференции «Российский кинопрокат – перезагрузка», прошедшей в конце недели в подмосковном Воскресенском.

Двухдневный «мозговой штурм» был проведен силами Фонда кино, Министерства культуры и КиноСоюза. Съехались продюсеры, режиссеры, прокатчики, аналитики – работали, разделившись на три группы. Одни пытались понять, кем сегодня для кино является телевидение – спасителем или могильщиком. Другие рассуждали о формах бытования кино в Интернете: кто будет платить, если можно не платить? Третьи бились над двумя самыми трудными вопросами: могут ли кинопрокатчики полюбить российское кино и как привести аудиторию в кинозалы?

«Люди боятся: вот придешь на российский фильм, и тебя макнут в это… ну, то самое», – предположил Алексей Попогребский. «Силен скепсис не только в отношении кино, но и российской жизни в целом, – вторила ему продюсер Юлия Мишкинене. – Люди хотят вырваться из окружающей действительности». А зачем вообще сегодня идти в кино, когда рынок досуга предлагает столько способов провести вечер – стали углубляться в психологию зрителя кинематографисты-дискутанты. Нащупали, что пока еще поход в кинотеатр – статусный вид времяпрепровождения, да и формой социализации его можно считать, особенно для молодой аудитории. Хорошо пойти с девушкой или с друзьями в кино – взять пивка, ведро попкорна, похрустеть, подивиться на свежие голливудские спецэффекты. И такая публика ни за что не простит обмана своих ожиданий. «Пошел смотреть «Артиста», угодил рядом с парочкой, – сетовал продюсер Роман Борисевич. – Южный человек, весь в мехах, пригласил девушку в кино – полфильма они беседовали друг с другом и еще с кем-то по телефону, потом встали и вышли, возмущаясь: что за ерунда там мелькает на экране! Я стал выводить семью в кино по утрам. Зал выбираем побольше – чтоб вокруг никого не было… И все равно я поймал себя на мысли, что человеческое кино я лучше дома посмотрю, чтоб никто не помешал. То есть мы больше не ходим в кинотеатр за эмоциями. Мы идем за зрелищем. И все равно кто-то рядом мешает – ест попкорн, светит в темноте экраном мобильного…» «А ведь кто-то, Рома, идет в кино именно за тем, чтобы есть попкорн и отправлять смс, – справедливо заметил режиссер Андрей Прошкин. – Может, вам с ним просто разойтись по разным залам?»

Невозмутимые модераторы заносили на доску «подпункты» обсуждаемых проблем: Культурная ограниченность аудитории, отсутствие специализированных кинотеатров. Участники говорили о неадекватном позиционировании наших фильмов: зрители клюют на рекламу, получают совершенно не соответствующий ей продукт и навсегда уходят в объятия голливудских профи. Увы, далеко не под каждым пунктом появились записи о вариантах решения проблем. Во-первых, за доверие зрителя нужно биться сообща, осознавая ответственность не только за свой проект, но и за индустрию как таковую. А во-вторых и в-третьих, на своем участке стараться максимально качественно «пропекать» каждый фильм (начиная с создания внятного сценария, заканчивая приличной «картинкой»), правильно его адресовать. Ну а самую высокую и сложную задачу сформулировала Юлия Денисова, директор воронежского кинотеатра «Спартак» – воспитание у букеров этического отношения к отечественному кино. Совсем недавно представители крупных кинотеатральных сетей отреагировали на перспективу введения квот на импорт зловещим обещанием показывать нерентабельные российские фильмы «в чуланах». Как вести с ними диалог?.. Они живут по отработанным схемам: закупают пакет американской продукции, в котором один блокбастер и несколько проходных фильмов-довесков. Под блокбастер не жалеют денег на рекламу, и он, как паровоз, вперед летит и тащит за собой «прицепные вагоны» – глядишь, опять проскочили, заработали на привычке зрителя получать раз в месяц новый американский «продукт». А отчаявшиеся российские авторы пускаются в «самокат» – вручную договариваются с продвинутыми кинотеатрами, едут со своим фильмом по стране. И, что поразительно, везде находят аудиторию. Она есть и тоже ждет перезагрузки отечественного кинопроката.

Режиссер Сергей Лобан («Пыль» и «Шапито-шоу»):

После премьеры «Шапито-шоу» на ММКФ вокруг фильма возник сумасшедший «сарафан», ажиотаж, мне казалось, что за нами гурьбой будут ходить представители киносетей, предлагать лучшие варианты проката, а мы будем выбирать. Получилось наоборот. Мы приходили с предложением, и наш фильм нигде даже не смотрели – проматывали на скорости. К нам выходил очередной человек – такой, знаете, с грузом знаний, и говорил: ну мне уже все понятно, советую вам напечатать 10 копий – может, чего-нибудь да соберете. Я понял, что наши прокатчики привязаны к жестким схемам. Не ищут интересные фильмы, которые могут «выстрелить», не чувствуют зарождения тенденций. Мы начали «самокат» с 50 примерно копиями, и эти копии окупили себя максимально. Проехали по городам, где есть такие кинотеатры, в которых работают с публикой. Прекрасный кинотеатр «Победа», например, в Новосибирске. Я был в Екатеринбурге, Самаре, Воронеже, Рыбинске и Владимире. Наш путь – сложный, но единственно возможный. Может, если таких, как мы, будет больше, крупные сети хотя бы заметят это явление – альтернативный прокат. Но сегодня им, по-моему, все равно… Они ощущают себя монополистами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
366
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
307
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
257
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
362

Другие новости