В фильме режиссера Андрея Звягинцева «Елена» «Никой» отмечена операторская работа и режиссура самого Звягинцева.
Фото РИА Новости
25-летие «Ника» отметила двойным переездом. Из малопрезентабельных интерьеров театров (сначала – Российской армии, потом – оперетты) премия перебралась в огромный «Крокус Сити Холл» на МКАД, а телеверсия церемонии после долгих лет перерыва вернулась на Первый канал. Триумфатором на сей раз стал Андрей Смирнов, который не так давно, в тяжкий период разлома кинематографического сообщества, взывал со сцены: «Берегите «Нику»! Она – первое дитя свободы и последнее, что нам от этой свободы осталось».
Свободы, озорства на «Нике» всегда было в избытке – и тем она выгодно отличалась от вылупившегося однажды «Золотого орла». При нынешних внешних прекрасных показателях в атмосфере «Ники» больше была ощутима усталость, чем радость. Каждый год в академию автоматически зачисляются лауреаты очередных премий – среди них вроде немало людей среднего возраста, молодых, но впечатление почему-то такое, что в ней числятся лишь те, кто состоялся еще в советском (ну, позднесоветском) кино. Кажется, «Ника» живет по их биологическим часам – и потому от года к году все меньше в церемониях легкости, куража, а в оценках – зоркости и слуха на художественные события сего дня. Шесть премий у фильма «Жила-была одна баба» патриарха Андрея Смирнова и ни одной у «Шапито-шоу» Сергея Лобана, кумира продвинутой молодежи – таков расклад 25-й «Ники». А ведь спроси любого академика, чего бы он пожелал отечественному киноискусству, так он скажет, что мечтает о новой волне.
Вообще нынешняя «Ника» стала едва ли не парадом завуалированных претензий, проскакивали и бестактности. Актер Игорь Золотовицкий вышел вручать приз за лучшую женскую роль, зачитывал написанные для каждой номинантки вирши, после чего получил от лауреатки (за работу в фильме «Жила-была одна баба») Дарьи Екамасовой: «Спасибо, конечно. Я к вам когда-то поступала на курс два раза, вы меня не брали, а теперь вот…» Леонид Ярмольник шутил по поводу десятилетий, проведенных на съемках фильма Алексея Германа «Трудно быть богом», и юмор его выдавал уже неподдельную усталость от ожидания выхода этой картины. Перед тем как получить главную «Нику», Андрей Смирнов вышел на сцену получать приз за лучший сценарий, повертел статуэтку в руках и задумчиво изрек: «Зачем мне этот приз?..» Ну а главный конфуз вечера пришелся на «дежурство» у стойки ведущей Ксении Собчак. На сцену поднялись за специальными «Никами» Дина Корзун и Чулпан Хаматова – инициаторы программы помощи больным детям. Зал приветствовал актрис стоя, те благодарили коллег, примкнувших к благотворительной деятельности. Именно в этот момент Собчак обратилась к Хаматовой с вопросом, стала бы та выступать в поддержку кандидата Путина, если бы не дети. Зал ответил ей возмущенными криками и свистом, а вручавший приз Евгений Миронов вернулся к микрофону и сказал: «Разница между Чулпан с Диной и вами, Ксения, в том, что они делают свое дело и не гонятся за сенсациями, за рейтингом собственных ресурсов в Интернете». Собчак пыталась оправдываться, что-то говорила о демократическом обществе и праве задавать вопросы, но все это потонуло в гуле справедливо раздраженных зрителей. Как ни относись к истории агитации Чулпан Хаматовой, но «Ника»-то здесь при чем? Люди собрались на торжественную цеховую церемонию, а не на митинг.
Второй по количеству полученных «Ник» стала «Елена» Андрея Звягинцева: лучшая режиссура, лучшие женские роли (Надежда Маркина разделила приз в этой номинации с Дарьей Екамасовой, а Елена Лядова получила награду за роль второго плана) и лучшая работа оператора Михаила Кричмана. За актерский дебют в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» премирован режиссер Дмитрий Астрахан – и это то, что действительно достойно поощрения в этом фильме (вообще же появление в списке претендентов на «Нику» одиозной картины Петра Буслова вызвало шутки: вот, мол, плата за трансляцию на Первом канале). Но в целом, надо признаться, предпочтения академиков «Ники» разочаровали. Итоги январского «Золотого орла» были адекватнее. Правда, с соревнования там была самим автором снята «Жила-была одна баба». Кто знает, победила бы там «Елена», встань «Одна баба» на ее пути. Ведь по большей части обе наши академии состоят из одних и тех же людей, и вряд ли они меняют мнения о фильме по пути от одной урны для голосования до другой.