Героям мультфильмов можно и повеселиться. В Суздале...
Кадр из мультфильма
Жюри под предводительством Андрея Хржановского отдало Гран-при 17-го Фестиваля анимационного кино автору фильма «Заснеженный всадник» Алексею Туркусу; за него же проголосовали большинство зрителей. Такое единодушие судей и прочих зрителей понятно: картина Туркуса – поклон сына отцу, полный любви и непроходящей боли утраты. Он, как никакой другой, свидетельствует, что анимация находит кратчайший путь к душе человека.
В прошлом году наши мультипликаторы предприняли очередную отчаянную попытку привлечь внимание власть имущих к бедственному положению отрасли, и им кое-что удалось. Теперь, правда, выясняется, что выделенные по распоряжению премьер-министра деньги идут по большей части на укрепление коммерческих жанров этого вида кино – на создание полнометражных серийных мультфильмов «для семейного просмотра». Энтузиасты авторской, рукотворной анимации пока особого облегчения своей участи не почувствовали. Но закалка у них такая, что кино они продолжают делать и в критически скромных условиях, подчас даже вне студийных стен. Именно такие удивительные люди собираются на суздальском фестивале. Приезжает шумная молодежь – студенты, дебютанты. Приезжают всемирно известные мэтры – с детьми и даже собаками. Зал будто дышит в такт кино, и финальные аплодисменты и реплики-крики – точнейший рейтинг.
С новыми фильмами приехали в Суздаль популярные личности: автор взорвавших интернет KJFG и LogJam (в народе больше известных как «Лесной оркестр») Алексей Алексеев и создатель кумарных композиций «Болеро» и «Приливы туда-сюда» Иван Максимов. Алексеев привез серию микрофильмов «CNБамперы», в которых вновь мы встречаемся с участниками безумного оркестра – правда несколько модернизированного. Мрачный медведь, вислоухий осел, тонконогая свинья и заполошная цапля наяривают то на классических инструментах, то на электрогитарах и волынках, и всякий раз их выступление завершается бесславно. Юмор, мягко говоря, простой, но смех он рождает поистине гомерический, причем одинаково громко хохочут в соседних креслах студент ВГИКа в дредах и Юрий Борисович Норштейн. Кстати, маленькие шедевры Алексеева – еще те, первые, где действуют волчок, заяц-барабанщик и флегматичный мишка – уже начали цитировать его коллеги в своих фильмах!
Новый фильм Ивана Максимова «Вне игры», по сути, тоже продолжение. Не конкретного сюжета, но темы, системы образов. На чердаке затевают недобрые игры старые игрушки-уродцы. Это, упаси боже, не детское кино. Последнего, кстати, на фестивале представлено традиционно немного – и это, увы, издержка многолетней заброшенности отрасли. Которое поколение уж взрастает на американских, японских мультфильмах. Наши аниматоры отчаиваются когда-нибудь испытать внимание, запрос от государства и уходят в самовыражение.
Большинство представленных на фестивале студенческих и дебютных работ довольно претенциозны по форме, но сумбурны по содержанию, почти у всех проблемы по части драматургии. И тем не менее именно несколько студенческих фильмов стали главными сюрпризами фестиваля. Рисованные «Пишто уезжает» Софьи Кендель (приз Гильдии киноведов и критиков, приз за лучший студенческий фильм), «Чинти» Натальи Мирзоян (приз за лучшее изображение) и кукольный «Мой странный дедушка» Дины Великовской (приз за лучший кукольный фильм) прежде всего необычайно трогательные истории о чудаках и одиноких душах. Смотришь их, и в сердце начинает ворочаться жалость к обаятельным персонажам. Сельчанина Пишто заела обыденка, серость окружающего пейзажа. Надоедливая коза не дает забыться под звуки старой пластинки – то в кочан капусты с хрустом вгрызется, то забор проломит в самом уязвимом месте. Хозяин срывается и уходит по осеннему большаку в унылое пространство. Впечатлительный муравьишка Чинто находит на берегу моря открытку с видом Тадж-Махала, навсегда влюбляется в беломраморное совершенство этого чуда света и начинает возводить аналог. Частицы всякой пляжной дряни складываются в Красоту. Странный дедушка из одноименного фильма тоже строит из подручного берегового мусора механическое животное – кого-то вроде слона с хоботом из шланга, а когда шторм ломает его изобретение, придумывает новый способ сотворить обыкновенное чудо – мастерит самоиграющий на ветру орган из пустых бутылок. Его внучка гоняет с соседскими детьми по пляжу, и в этой картинке есть что-то от «Амаркорда» – та же нежность к неприхотливому приморскому детству.
В суздальском конкурсе участвовал и классик Алексей Демин со своим новым фильмом «Праздник для слонов» (приз за лучшую музыку к фильму). Это музыкальный альманах из трех рисованных новелл по произведениям Гете, Юрия Коваля и Юнны Мориц. Техника Демина – с особой, как бы дрожащей картинкой – таит в себе изысканную прелесть. Композитор Алексей Семенов написал ясные, запоминающиеся мелодии, и получилось что-то вроде комической оперы для детей и взрослых. Особенно хороша новелла про смелых лилипутов, поставленная по стихотворению Коваля. Жизнерадостные маленькие человечки попадают в плен к деспотичному королю, до которого дошел слух об их чудесной песенке «Трали-вали, тру-лю-лю», но петь ее в неволе, по принуждению отказываются. И даже огромные стражники не в силах заставить петь свободолюбивый народец. Ночью человечки выбираются из застенка и пробираются в свои земли под комментарий закадрового певца: «Сняли путы лилипуты!»