Братья Тавиани и «Золотой медведь» Берлинале.
Фото Johannes Eisele/AFP
Под самый занавес Берлинале напрягает по полной: тайна наградных «Медведей» и прочих «слонов» держится в строжайшем секрете до момента вручения их в режиме реального времени – на церемонии закрытия в Берлинале Palast в присутствии 1600 гостей. Для прессы «дворцовые тайны» – большое неудобство. Не зная победителей, итоговый текст готовить к dead line сложнее: легко разойтись в оценках с жюри. Но кого это смущает? Комментировать решения международных арбитров бывает интересно, когда ты угадываешь мотивы принятых решений и открываешь читателям скрытый сюжет фестиваля.
Фестиваль гордится своей политизированностью и, судя по конкурсному отбору нынешнего года, а уж по наградному листу – тем более, не собирается праветь. Очень редко случается, когда все соображения не в счет перед очевидным шедевром. В конкурсе 62-го Берлинале такой картины и не обнаружилось. Оттого и не случилось интриги, каковая только на пользу всякому фестивалю. Хотя лично я посчитала очень даже интригующим то обстоятельство, что «Барбара» Кристиана Петцольда с момента показа во второй день конкурса упорно возглавляла рейтинг прессы в журнале Screen. Даже после того, как в конкурсе прошли фильмы модных нынче молодых режиссеров – филиппинца Брилланте Мендозы («Пленница») и португальца Мигеля Гомеша («Табу»).
Гомеш, постановщик изысканного «Табу», на которого многие делали ставку, получил-таки приз имени Альфреда Бауэра.Куда больше повезло молодому венгру Бенсу Флигауфу – он стал обладателем Гран-при фестиваля за антирасистскую драму «Просто ветер». Картина про истребление цыган в современной Венгрии не могла остаться незамеченной на Берлинале – фестивале, который особенно чуток к подобным материям.
Новое поколение режиссуры не издает манифестов, не поднимает новой волны. Это племя узнается по новым фактурам, еще не освоенным кинематографом, по новой манере общения, которая не стремится к полноте высказывания, что было свойственно модернистским художникам и стало иссякать с приходом постмодернизма. Сегодня мы уже в эпохе постпостмодернизма, но все еще скучаем и будем скучать по классическому кинематографу. В этом сезоне с огромным успехом – билетов не достать – шла ретроспектива «Фабрика красной мечты», где публика просто балдела от фильмов российской студии «Межрабпомфильм» первого пятилетия 30-х годов. Киноархив все более в цене, ибо старые мастера владели тайной киногении, а нынешние, хоть и знают толк в высоких технологиях, не могут разгадать код этой тайны. Так что к гадалке не ходи с вопросом, кто получит «Золотого медведя»: само собой, братья Паоло и Витторио Тавиани, показавшие берлинской публике свой новый опус «Цезарь должен умереть» – шекспировскую пьесу, разыгранную матерыми преступниками в Римской тюрьме строгого режима .
Из той же оперы – стойкий и снобам непонятный успех «Барбары», где все рукотворно и исполнено эманации человеческого присутствия. Своего рода «протестное» голосование – похоже, не только зрители, но и профессионалы соскучились по фильмам, где во главу угла ставятся людские судьбы в исторических обстоятельствах, коснувшихся – прямо или косвенно – миллионов европейцев. Жюри во главе с обладателем Каннской ветки Майком Ли – вот уж кто знает толк в мейнстриме – разделило общую ностальгию, и моя личная интрига увенчалась успехом – «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру получил постановщик «Барбары» Кристиан Петцольд, один из лидеров современного немецкого кино. Он постоянно работает с выдающейся немецкой актрисой Ниной Хосс – исполнительницей роли Барбары. Новая работа Хосс явно тянула на «серебро», однако жюри могло предпочесть и всегда великолепную Изабель Юппер («Пленница»). Однако! В этой номинации публику ждала сенсация – «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль получила молоденькая африканка Рейчел Мванза, звезда антивоенного – антирасистского фильма «Война ведьм», снятая канадским режиссером Кимом Нгуйеном в Конго на пике гражданской войны.
Мощный киноэпос «Долина Белого оленя» представил обладатель «Золотого медведя» за фильм «Свадьба Туи» Ван Цюанань. Целый век Китая, начиная с гибели империи вплоть до создания Китайской Народной Республики, персонифицирован в истории крестьянской семьи, двух братьев, которым предстоит пройти кровавыми дорогами национальной истории. Режиссерское мастерство, поразительной силы визуальные эффекты, массовые сцены, бытовые и религиозные ритуалы, безумства любовных страстей – три с половиной часа, а смотрится картина на едином дыхании. Оператором сложнейшего постановочного фильма оказалась молодая хрупкая блондинка Лутц Рейтемейер, и зал заметно оживился, когда она вышла на сцену, чтобы получить «Медведя» «за выдающиеся художественные достижения».
Совсем неожиданный омаж выпал на долю датского «Королевского дела», показанного в предпоследний день конкурса. Нет, нельзя покидать фестиваль до конца соревнования. Так можно и шедевр пропустить. Я не склонна делать подобные комплименты режиссеру Николаю Арселу, но тем не менее именно он в паре с соавтором Мэдсом Миккельсеном получил «серебро» за лучший сценарий, а исполнитель главной роли Мигель Вое Фолсгард удостоился «Медведя» за лучшую мужскую роль.
Итак, 62-й Берлинский подтвердил свои приоритеты. Старикам – респект, молодым – дорогу и да здравствует кино больших страстей и политических амбиций! Ура!
Берлин