0
1513
Газета Кино Интернет-версия

16.02.2012 00:00:00

Держись, "Барбара"!

Тэги: берлин, кинофестиваль


берлин, кинофестиваль Юппер – на красной берлинской дорожке.
Фото Reuters

Берлинале прошел уже треть дистанции, но походку фестиваля со всеми признаками кинофорума большого жанра гонкой никак не назовешь. Гонка – это состояние, это ажиотаж, каковой рождается спонтанно, если на экраны выплескиваются один за другим фильмы-шедевры, фильмы-открытия, фильмы-скандалы, наконец. Пока такого не наблюдается, все идет размеренно – козыри, как обычно и бывает в умной игре, никто не выкладывает сразу. Их придерживают и вбрасывают в тот момент, когда пресса начинает проявлять нетерпение. Это заметно по рейтингу, публикуемому ежедневно в журнале Screen. Высший балл продолжает держать «Барбара» Кристиана Петцольда! И это несмотря на то что прошла ожидаемая «Пленная» сверхновой филиппинской звезды Брилланте Мендозы с самой Изабель Юппер в заглавной роли.

Французская дива – из редких актрис вне амплуа, которые одинаково хороши в костюмных ролях инфернальных красавиц и в растянутых кофтах серых воробушков, незаметных в уличной толпе. В «Пленной» Юппер играет именно такую тетеньку – социального работника в паре с коллегой, пожилой филиппинкой. Вместе с попутчиками – христианскими миссионерами обе дамы оказываются заложницами мусульманской экстремистской группы. Бандиты пытаются заработать на своих пленниках, заставляют их звонить в семьи, в банки и в администрации своих стран, дабы заручиться гарантией выкупа. Пока суд да дело, экстремистов атакуют с неба и на суше, но и пленникам достается по полной. Люди погибают, мужчин пускают в расход, а весь лагерь – палачи и их жертвы – продолжает хаотично двигаться в джунглях, теряя ориентацию во времени и пространстве. Двухчасовой фильм изматывает зрителя разве чуть менее, чем своих героев. Зритель подвешен в неизвестности, как и канувшие в Лету пленники, потерявшие надежду на избавление. Блуждания героев продолжаются более года, до них доходит весть о трагической гибели башен-близнецов в Нью-Йорке.

Режиссерский замысел очевиден: снять фильм-параболу, фильм-метафору о человечестве ХХI века, вынужденном жить под оптическим прицелом какого-нибудь безумца. Увы, идею стилизовать фильм под документ, снимать его едва ли не в режиме реального времени подсекла слабо структурированная драматургия. Критик многое стерпит ради идеи, а вот публика – та отреагировала сразу потерей интереса.

Была еще премьера, которую я бы назвала шоковой: Алексей Мизгирёв показал свою новую работу «Конвой». Будь она в официальном конкурсе, показ кардинально перетасовал бы весь рейтинг. Что до меня, то «Конвой» сбил меня с ног примерно так же, как два отморозка вбили в снег армейского капитана, нарезающего метры по периметру спортплощадки. Режиссер, помнится, определил свою картину как «мужскую». Словом, «фильм мужского действия». Есть такой жанр, не в родных пенатах рожденный, но ставший весьма популярным в последнее двадцатилетие.

В картине и в самом деле этого самого «мужского действия» выше крыши. Да не в том дело, не в том смысл. На первый план вылезает одно обстоятельство: все герои этой драмы – нестарые, а то и совсем молодые мужчины – люди насквозь больные. Больные ментально. Больные, если хотите, мировоззренчески. Вот завязь, из которой растет и ветвится сюжет – про то, как капитан конвоирует в часть дезертира, с кем сталкивает его маршрут. Работают события, остающиеся за кадром: смерть капитанской дочки, навсегда засевшая в нем чувством неизбывной и неоплатной вины.

Второе место в рейтинге прессы держит семейная драма «Сестра» Урсулы Мейер, заставившая вспомнить сигаревского «Волчка». Матери, лишенные материнского инстинкта, – эта катастрофа не у нас в России прописана. Все цивилизованное человечество в тупике, не знает, как интерпретировать этот антропологический выверт.

В пресную вегетарианскую тарелку конкурсной программы российско-американский «Автомобиль Джейн Менсфильд» в постановке Билли Боба Торнтона (он же звезда фильма в паре с Робертом Дюваллом) кинул щедрую горсть пряной самоиронии на грани фарса. Смешно, стильно, остроумно. Более того – российско-американская продукция, первый американский опыт компании Александра Роднянского рефлексирует актуальные для современной Америки политические аспекты, связанные с милитаристскими амбициями Белого дома. Современность, будто в зеркало, смотрится в прошлое: действие фильма локализовано в штате Алабама в 1969 году – то было время поствьетнамского синдрома и Вудстока. Вполне себе буржуазное семейство во главе с ура-патриотически настроенным патриархом (Роберт Дювалл) – фрики, чудаки, дивианты, а то и просто придурки. Но есть среди них и борцы за мир, манифестанты и хиппи, проповедники любви и рока. Словом, семья на американском юге – проекция проблем большой Америки.

...Оторвалась от текста, чтобы взглянуть хоть одним глазком на «Цветы войны» Чжана Имоу, крестника и любимца Берлинале. Говорят, его картина о нанкийской резне, страшной странице китайской истории, чудом не попала в шорт-лист оскаровских номинантов. И слава богу – надо же и честь знать. На таком драматическом сюжете сделать фильм в жанре «оперетки на крови», разумеется, с компьютерными и только с компьютерными эффектами – уж точно перебор.

...И все-таки интрига с «Барбарой» продолжается. Очень любопытно, что выдаст нам завтрашний рейтинг? После того как будут показаны две конкурсные картины, на которые явно ставит фестиваль?

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
468
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
398
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
342
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
462

Другие новости