Любителей кино не пугают даже морозы.
Фото Reuters
Сегодня вечером при большом стечении кинофанов в 62-й раз откроется Международный Берлинский фестиваль, в народе известный как Берлинале. Красное кашне Диттера Косслика, директора Берлинале, уже почти фестивальный амулет, замелькает в праздничной толпе как ориентир на звездной дорожке. В Берлине холодно по тамошним меркам, но звезды все равно будут в вечерних туалетах. Дресс-код – святое на церемонии открытия.
А в принципе Берлинале далек от гламурности и гордится своим демократизмом. Косслик, став директором Берлинале в начале нулевых, отменил заключительный банкет, а последний день фестиваля подарил зрителям – во всех залах крутят фильмы, завоевавшие наибольшую популярность в процессе фестивальной гонки.
Гонка начинается завтра в девять утра. Отлаженный механизм фестиваля, как всегда, заработает с немецкой точностью. Именно такой стиль работы позволяет вмещать в фестивальные рамки немереное число просмотров, событий, встреч, пресс-конференций, дискуссий etc. Еще в 90-е известный немецкий киновед назвал Берлинале «оптовым» фестивалем. Словцо из рыночного обихода, но Берлинский кинорынок и впрямь самый большой в Европе. Сюда съезжается вся элита кинобизнеса. Да и фестиваль в целом по объему просмотров самый большой из трех фестивальных «монстров».
Но прежде всего волнует самая скромная по количеству часть фестиваля – конечно же, официальный конкурс, состоящий на этот раз из 18 фильмов. Судя по именам участников, программа складывается сильная. Как всегда, в конкурсе представлены все поколения кинематографистов – от мэтров, чьи имена уже вошли в историю мирового кино, до многообещающих дебютантов. Знаменитые итальянцы братья Тавиани покажут исторический фильм «Цезарь должен умереть». Самые молодые охотники на «Медведей» – португалец Мигель Гомеш («Табу»), индонезиец Эдвин («Открытки из зоопарка») и венгр Бенедек Флигауф («Просто ветер»). Интригует филиппинская «Пленница» Брильянте Мендозы с Изабель Юппер в заглавной роли. Немецкое кино в конкурсе представляют три известных режиссера – опытные и удачливые бойцы фестивальных ристалищ: Кристиан Петцольд («Барбара», Матиас Гласнер («Гнаде»), а Ханс-Кристиан Шмид, молодой классик «актуального» кино, представит драму «Домой на выходные».
Заметным событием – для нас по крайней мере – станет «Машина Джейн Мэнсфилд». Продуценты – Российская Федерация и США. Один из продюсеров фильма в постановке знаменитого актера Билли Боба Торнтона – наш Александр Роднянский. Ретродрама из жизни американской глубинки 70-х годов. прошлого столетия – первая ласточка в линейке американских проектов его компании Ar Films.
Интереснейшие премьеры ожидают нас и в «Панораме», которая, по мнению критиков, в прошлом году затмила официальный конкурс. В новом сезоне здесь покажет новую работу «Цветы войны» маститый Чжан Имоу, который со своим «Красным гаоляном» стал супероткрытием Берлинале конца 80-х. Деклан Донеллан, театральный режиссер, снял новую версию мопассановского «Милого друга». В «Панораме» же состоится мировая премьера арт-проекта Алексея Мизгирева «Конвой». Автор определяет свой фильм как «чисто мужскую историю». Герои – армейский офицер и дезертир, которого тот конвоирует на пути обратно в часть. Российский документалист Андрей Грязев приглашен со своей инновационной работой, посвященной радикальным акциям арт-группы «Война», на Форум молодого и экспериментального кино, давно ставший частью планеты Берлинале.
Есть что посмотреть в программе Berlinale Special. «Голливудская дива Анжелина Джоли дебютирует режиссерской работой «В стране крови и меда» – про любовь серба и боснийской мусульманки. В этой же программе ожидается документальный сериал «Смертники» Вернера Херцога.
В числе сенсационных событий Берлинале – приезд великолепной Мерил Стрип с последней работой «Железная леди». Ее ожидает «Золотой медведь» за вклад в киноискусство.
По случаю 100-летнего юбилея немецкой киностудии «Бабельсберг» на фестивале пройдет собранная архивистами и киноведами уникальная ретроспектива «Фабрика красной мечты». В ее рамках состоится премьера отреставрированного с помощью новейших технологий шедевра Сергея Эйзенштейна «Октябрь».
Сакраментальный вопрос «А судьи кто?» сегодня весьма приятен, что далеко не всегда случается. Большое жюри – что называется, один к одному: Шарлотта Генсбур, режиссеры Франсуа Озон и Асгар Фархади, обладатель берлинского «золота» в прошлом году┘ А возглавляет компанию избранных британец Майк Ли, увенчанный каннской «Ветвью».
Берлин