0
2685
Газета Кино Интернет-версия

19.12.2011 00:00:00

Рай для мамы, писателя и бандита

Тэги: кинофестиваль, снг, сталкер


кинофестиваль, снг, сталкер Картину «Два дня» Дуни Смирновой также сочли подходящей для кинофестиваля о правах человека.
Кадр из фильма

В Москве прошел 17-й фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Тематика такова, что в нее вписывается каждый второй фильм. Потому программа на «Сталкере» традиционно широкая, много в ней тех картин, что участвовали в разных фестивалях, шли в кинотеатрах. Собранные вместе, они рождают интересную и порой неожиданную коллекцию сюжетов. К примеру, на закрытии нынешнего смотра показали лирическую трагикомедию Дуни Смирновой «Два дня» – потому что действие там замешено на той борьбе, что ведут за свои права сотрудники провинциального музея. А новацией 17-го фестиваля стало участие в конкурсе игровых картин фильмов из бывших советских республик.

Сценарий к картине «Рай для мамы» написал знаменитый иранец Мохсен Махмальбаф, снималась она в Казахстане, а режиссер – известный киргизский режиссер Актан Арым Кубат. Подлинный интернационализм, пусть и в рамках азиатского региона! Вот и в картине рассказ как раз о людях разных национальностей, живущих вперемешку. Героиня – русская, а муж у нее – казах. Один из их сыновей – абсолютный казашонок, а второй – голубоглазый славянский мальчик. Это такой амбивалентный сюжетный и постановочный ход: соблюдена и правда жизни (так ведь и правда бывает, один ребенок идет в одну породу, другой – в другую), и метафора тем самым рождается на манер той, что применил в своей знаменитой «Кукушке» Александр Рогожкин. Идеологи казахстанской политики при каждом удобном случае подчеркивают, как важны для их страны партнерские отношения с Россией, а казахское кино нынче чутко прислушивается к «генеральной линии партии». Русский с казахом братья навек – уж в фильме «Рай для мамы» точно.

А права человека попираются тут на каждом углу. Во-первых, отец мальчишек уехал в Россию на заработки, да и сгинул. Мать вынуждена стать местной жрицей любви и – со временем – объектом презрения и нападок соседей. Малышам приходится рано повзрослеть, научиться отвечать и за то, что они полукровки, и за то, что мать у них проститутка. От папы им досталась бабушка-казашка, от мамы – русский дедушка. Можно со скепсисом относиться к несколько нарочитой симметрии «национальной составляющей» этой истории, но кинематографических достоинств у картины не отнять. Снимали «Рай для мамы» в какой-то окраинной слободке неподалеку от железнодорожного узла. Оператору Рафику Галееву удалось насытить «картинку» духом этого места: во всем заброшенность, в лицах – тоска и растерянность перед жизнью. Хороши в фильме актрисы – Ольга Ландина в роли русской мамы и Наталья Аринбасарова в качестве бабушки, или, как зовут ее на казахский лад внуки, «апы». Аринбасарову казахское кино в последние годы часто задействует, и каждый раз отмечаешь ее мастерство – как умудряется она создать образ на малом отрезке времени, отведенном очередной маме или бабушке в ее исполнении. А актрису Алма-Атинского драмтеатра имени Лермонтова Ольгу Ландину мы помним по роли чудаковатой хромоножки в фильме Гуки Омаровой «Шиzа». В «Рае» ей вновь пришлось создать образ отверженной, даже пойти на серьезный актерский подвиг – лежать в кадре обнаженным трупом (ее героиня, не выдержав позора, решается на самоубийство). Немало красавиц в сегодняшнем кино Казахстана, но таких глубоких, способных на смелые шаги актрис, кроме Ландиной, и не наблюдается.

Участвовала в конкурсе «Сталкера» и грузинская картина – «Мне без тебя не жить» Левана Тутберидзе, автора прозвучавшей несколько лет назад антивоенной драмы «Прогулка в Карабах». Его новый фильм замечателен тем, что содержит дорогие киноманам родовые черты грузинского кино – особый вкус в создании экранной среды, философичность. Тбилиси в фильме – современный, уже не тот, что был раньше, но снят он так, что чувствуешь – для автора и его героев он все равно как дом родной – обжитой, уютный. Линии двух героев идут параллельно и сойдутся на миг лишь в финале, за несколько секунд до смерти обоих. Что может быть общего у лохматого остроумца, молодого писателя Зазы и туповатого рэкетира Мамуки? Оба живут в Тбилиси, но вращаются в совершенно разных кругах. В течение одного и того же дня переживают они схожие драмы – потери любимых людей. До Зазы дойдет, что любимая девушка никогда не будет с ним, а Мамука увидит, как расстреляют его патрона и кумира Дато. Мир для Мамуки просто тускнеет без этого блестящего мафиози. Для Зазы в мире нет счастья без прекрасной Нино. В общем, у обоих есть в этот день повод произнести: «Мне без тебя не жить». Писатель и бандит оказываются людьми со слишком большими сердцами. Потому и находят они свою гибель в темном тбилисском переулке, словно воспользовавшись правом человека не жить на этом несовершенном свете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
934
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1264
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
970
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
802

Другие новости