Очередной «Артдокфест» завершен, распределены награды между авторами конкурсных картин. Но помимо конкурсной команда фестиваля традиционно предлагает зрителям еще несколько интереснейших программ: «Среда», «Ящик», «Выбор председателя жюри» (на этот раз – Андрея Звягинцева), «Psychologies.Док». Народу на фильмы из этих программ собирается ничуть не меньше.
Особое внимание привлекла в этот раз программа «Польша.doc». В ней были и фильмы о России. Например, картина Мацея Цуске «Крузенштерн» - история о ребятах-курсантах, отправившихся в свое первое плавание на парусном судне, втором по величине в мире. Ведомые опытными моряками, которые когда-то тоже впервые ступили на палубу легендарного корабля, они начали приобретать важные для матросов навыки. И, по словам одного из членов экипажа, стали превращаться в настоящих мужчин. Вместе с их внутренней метаморфозой при просмотре происходит и еще одна – со зрителем. Легендарный «Крузенштерн», известный как «человек и пароход», добавляет к числу своих регалий еще и звание фильма. Беспристрастного, лишенного закадрового комментария от авторов ленты. Слова и действия героев картины куда выразительнее и точнее.
Та же беспристрастная камера присутствует и в других польских документальных лентах. В «Киноманах из Калькутты» Анджея Фидыка она сопровождает передвижной кинотеатр. Передвижка - единственная возможность для жителей бедных индийских деревень приобщиться к кинематографу, но в запасниках у прокатчиков-гастролеров только болливудские картины. Их-то и выдают за главные достижения искусства кино. На пленку фиксируется не только реакция зрителей на киноленты, но и сцены из фильмов, будни передвижных кинотеатров. Эта Индия, конечно, совсем не похожа на ту, которую изобразил Дэнни Бойл в хитовом «Миллионере из трущоб». Его трущобы, по сравнению с деревнями, показанными в «Киноманах», райские кущи. В картине Анджея Фидыка одни боготворят кино, а другие называют его бессмысленной тратой времени. Жители деревни, где фильмы показывали впервые, попросили работников передвижки больше не приезжать – им, дескать, нужно думать, есть, а кино их отвлекает и лишает концентрации.
В России, как и в Европе, уже привыкли и думать, и есть, что бы ни показывали - киноленту или телевизионную передачу. Встретились на «Артдокфесте» несколько фильмов-размышлений о том, как появилось телевидение, как повлияло на ход истории и изменило общество. В рамках программы «Psyhologies.док» состоялась российская премьера нового фильма Виталия Манского «Иконоскоп». Одноименное устройство, изобретенное меньше века назад Владимиром Зворыкиным и Борисом Розингом, позволило передавать движущееся изображение на расстоянии и явилось прообразом того, что мы сейчас называем телевизором. Знали бы изобретатели, какое значение в жизни людей приобретет это устройство, как изменит нравы┘
Тему подхватывает «Видеократия» Эрика Гандини (ее включил в свою программу Андрей Звягинцев). В фильме есть фрагмент из итальянской телепередачи начала 80-х, в которой впервые появилась полуобнаженная женщина – и это вызвало эффект разорвавшейся бомбы. С того момента привлекательные итальянки устремились на кастинги, чтобы заработать на своей внешности и выйти замуж за футболиста или кинозвезду. Для особенно красивых есть специальная должность – «девушка справа (или слева) от ведущего». Работа непыльная, а славу и деньги можно обналичить в первый же месяц. Получить сладкую телевизионную известность женщинам проще, как констатирует герой фильма - юноша-каратист, который тоже хочет попасть в «ящик» и прославиться. Он один из тех, кто обивает пороги телеканалов, чтобы стать участником телешоу. Но это нелегко, и он раз за разом соглашается и на роль в массовке. Несколько лет назад Виталий Манский снял фильм «Девственность», в котором наши юные соотечественницы тоже устремляются на кастинги ко всяческим реалити-шоу - выясняется, что они мало отличаются от итальянских сверстниц.