0
1586
Газета Кино Интернет-версия

12.12.2011 00:00:00

Говорит и показывает Жизнь

Тэги: кино, премьеры


кино, премьеры Шахтеры болеют за «Шахтер».
Кадр из фильма «Другой «Челси». История из Донецка»

В субботу подвел итоги самый крупный в России смотр авторского неигрового кино «Артдокфест». В жюри трудились трое: Марат Гельман, Светлана Сорокина и Андрей Звягинцев. Гран-при достался студентке Марины Разбежкиной Мадине Мустафиной, автору фильма «Милана». Еще два приза – французской ленте «Гагаринленд» (ее снял россиянин Владимир Козлов) и голландской картине Джессики Гортер «900 дней».

Финальные речи каждого члена жюри сводились к одному: увиденное стало потрясением, перевернуло сознание. Не окажись они в судейских креслах, и не узнали бы, сколько настоящего документального кино производится и старательно охраняется руководителями телеканалов от широкого зрителя. «У меня родился лозунг, – сказал Звягинцев. – Россия! Выключи телевизор! Включить его можно будет, когда там начнут показывать такие фильмы, как на этом «Артдокфесте». И тогда люди начнут наконец думать».

«Артдокфест» и в предыдущие годы выдавал изрядное количество картин будоражащих, острых, но программа нынешнего фестиваля обернулась просто зеркалом, в котором со сверхъестественной точностью отражалась жизнь за порогом кинотеатра «Художественный». 6 декабря, например, показывали одну за другой картины «Захар» Константина Сухарькова и «Ностальгия по оконному стеклу» Валерия Балаяна: в первой Захар Прилепин с другими нижегородскими сторонниками «Стратегии-31» отбивается от милиционеров, вторая вообще представляет собой философское размышление о природе и истории инакомыслия в России – шли кадры хроники с Триумфальной, Манежной, омоновцы волокли и «паковали» митингующих. На момент показа уже прошла акция на Чистых прудах и разворачивалась вторая, на Садовом кольце. В силу своих традиционных дат проведения «Артдокфест» в этот раз попал на самое-самое: начавшись накануне предвыборного дня тишины, продолжился под раскаты протестного движения, на закрытие большинство гостей и участников приходили-приезжали с митинга на Болотной площади.
В большинстве представленных фильмов разлиты те ощущения, что вывели людей на московские улицы в эти декабрьские дни. В нашем игровом кино каждая мало-мальски серьезная попытка рефлексии на тему общества встречается как невероятное, штучное событие. Коллекция неигровых картин, предложенная «Артдокфестом», напомнила о тех временах, когда документалисты во многом моделировали общественное сознание. Правда, такую силу воздействия их фильмы имели потому, что шли в широком прокате. Невероятными сегодня кажутся цифры посмотревших на излете СССР «Легко ли быть молодым?» Юриса Подниекса, «Высший суд» Герца Франка, «Так жить нельзя» Станислава Говорухина, возглавившего в дни «Артдокфеста» предвыборный штаб Владимира Путина. Кстати, Путин в той или иной мере и форме появлялся чуть не в каждом фильме «Артдокфеста». Ясно, что в сознании масс он уже приобрел мифологические черты. Простые люди из глубинки, когда о нем заходит речь, выдают на камеру необходимый «набор» (ну, что он «мужик», «хозяин», «гарант»), но лицом при этом как-то каменеют, глаза опускают и вообще стараются с темы соскочить. Документалисты же явно нащупали завязь его глобальной исторической легенды и пытаются ее изучать.

Из 22 конкурсных картин 14 сделаны силами зарубежных студий. В некоторых случаях хотя бы режиссер – наш соотечественник, бывший или даже настоящий. Но все чаще попытки понять, что происходит в России, предпринимают иностранцы. Голландец Аллан Детигер снял фильм «Новый святой» про споры вокруг канонизации спецназовца Евгения Родионова, замученного в чеченском плену. Про эту историю много снимали телевизионных материалов, был и документальный фильм, в котором гибель бойца преподносилась именно как мученическая смерть за веру. В фильме Детигера на первый план выходит мать Родионова. Она похоронила мужа и обоих сыновей, но не утеряла активности, веры в свое предназначение. Создание определенного образа сына-героя стало делом ее жизни. Она дежурит на кладбище у пантеона с могилами своих мужчин, обращается к многочисленным паломникам с речами и наставлениями. Назначает цены на книги о сыне. Принимает участие в каком-то наипафоснейшем телешоу, где выступает с темпераментной речью и финальным заклятьем: «Гореть им в аду!» – о тех, кто мучает и убивает русских мальчиков. Впечатление она оставляет весьма противоречивое. Вопрос: возник бы у нас такой проект, где так неоднозначно раскрывается мать русского героя, которому чеченцы голову отрезали?

Молодой чех Филип Ремунда снял смелый, разухабистый фильм «Эпохальное путешествие пана Тржиски в Россию». Этот самый пан движется на Транссибирском экспрессе по Сибири, по маршруту своего деда-белочеха, и добирается до Владивостока. Путешествие приносит ему столько неожиданных впечатлений о российской жизни, что история деда отодвигается на второй план. Нетрезвые парни в плацкартном вагоне делятся с паном Тржиски своими подозрениями насчет истинных мотивов войны в Чечне, субтильная стриптизерша в красноярском клубе, повертевшись вокруг пожилого чеха, подсаживается к нему за столик и вступает в серьезный разговор об исторических связях России и Чехии. В Краснокаменске пожилые супруги рассказывают, как в их городе Ходорковский шил варежки, а на вопрос, как факт его присутствия отразился на жизни в городке, отвечают: «Никак. У нас политика отдельно, а народ отдельно».

С большим воодушевлением смотрели в один из вечеров фильм немца Якоба Пройсса «Другой «Челси». История из Донецка». Это захватывающий авантюрный кинороман про жителей второго по величине украинского города. Тут действуют олигархи, партократы и шахтеры – и для всех этих очень разных людей огромное значение имеет знаменитая футбольная команда «Шахтер». Для простых трудяг она, как и раньше, отдушина, гордость, они последние копейки готовы отдать, чтобы поехать поддерживать своих любимцев в другой город и даже страну. А вот в том, для чего нужен «Шахтер» его владельцу – миллионеру Ринату Ахметову, – и молодому партийцу-карьеристу Николаю Левченко, и пытается разобраться Якоб Пройсс. Делает он это с юмором, драйвом и хорошей настырностью. Известно, что перед выходом фильма в Германии «восходящая звезда Партии регионов» Николай Левченко сильно забеспокоился, не повредит ли фильм его имиджу. Даже прилетал к Якобу смотреть картину, хотя в процессе съемок особенного значения не придавал забаве немца с камерой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1802
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1528
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1335
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости