Будни британской разведки. С американским «произношением».
Кадр из фильма
Швед Томас Альфредсон снял по одноименному роману англичанина Джона Ле Карре шпионский детектив-триллер с британскими звездами в ключевых ролях. Фильм напоминает шахматную игру, где режиссер бодро начинает, потом на время сдает позиции, но в конце уверенно выигрывает.
История о поисках «крота» среди руководства британской разведки разворачивается в 70-е годы – в разгар холодной войны. Глава секретной службы МИ-6 отправляет агента в Венгрию, где того благополучно подстреливают в малолюдной будапештской подворотне. Провал операции влечет за собой «чистку» в верхах: Хозяин уходит в отставку, прихватив с собой своего верного товарища Джорджа Смайли (Гари Олдман в виртуозной и лаконичной манере ведет партию невзрачного «сухаря», не будь которого, возможно, история пошла бы по-другому). Руководство переходит в руки четырех агентов. Каждый, естественно, начинает тянуть одеяло на себя, а через год о наличии «крота» становится известно и главе британского МВД – тогда в игру возвращают ветерана Джорджа Смайли. В его задачу снова входит «найти и обезвредить».
Поиски перебежчика построены в картине по принципу сеанса одновременной игры. Есть несколько историй, происходящих до и после инцидента в Будапеште. Они сплетаются, иногда заманивают зрителя в ловушки. Сюжет довольно запутанный – как, впрочем, любой классический шпионский сюжет. Но интересен фильм прежде всего тем ироничным взглядом, которым смотрит режиссер на шпионское прошлое Джона Ле Карре. Томас Альфредсон превращает ленту в галерею кинематографических шпионов. В дословном переводе название выглядело бы так: «Жестянщик, портной, солдат и шпион» – все поименованные фигурируют в английской считалочке «Жестянщик, портной, солдат, матрос, богач, бедняк, нищий и вор». Четверо агентов, ставших у руля британской разведки, плюс Джордж Смайли – герои игры государственной важности. Хозяин наклеил их фотографии на шахматные фигурки и присвоил каждому кодовое имя. Портной – элегантный волокита Билл Хейдон (Колин Ферт). Сапожник – амбициозный коротышка Перси Аллелайн (Тоби Джонс), в чьем подчинении находится Солдат – Рой Блэнд (Кьяран Хайндс). А Бедняк, конечно же, Тоби Эстерхази (Давид Денсик) – выходец из низов, завербованный МИ-6 несколько лет назад. Ну а Шпион – невозмутимый тихоня Смайли. Именно он должен вычислить в недрах родной конторы «крота».
Но до того как Смайли отпразднует триумф, нам покажут, до чего способны довести дело завистливые и продажные агенты, захватившие власть в секретной службе. Они ничего не делают просто так, постоянно обманывают, но в итоге сами оказываются обманутыми. Безупречный Смайли в профессии стал асом, а жена наставила рога┘ Трудно борцам невидимого фронта убеждать министра в необходимости дать им дополнительные средства. Когда Сапожник и Солдат просят денег на покупку очередного конспиративного дома, их доводы вдруг заглушаются хрустом – министр с аппетитом уплетает утренний тост и откладывать это удовольствие ради сотрудников МИ-6 не намерен. Еще один разговор – с помощником министра – они ведут в душевой, дождавшись, когда тот наиграется в теннис до изнеможения и соизволит их выслушать. Такими деталями нивелируется зловещий ореол, принятый в описании спецслужб.
Все, что касается фактуры эпохи – от перчаток до автомобилей, – сделано по высшему кинематографическому разряду. Один исторический антураж мог бы полностью завладеть вниманием зрителя. Но «Шпион» предлагает и потрясающую коллекцию актерских работ. Уже второй фильм подряд снимает с Альфредсоном оператор Хойте Ван Хойтема, швейцарец, работавший и на оскароносном «Бойце» Дэвида О.Расселла. Из последнего в картину «Шпион, выйди вон» перекочевала камера, демонстрирующая героя сбоку, пока тот идет по улице. Этот прием давно и часто использует Джим Джармуш, но у Альфредсона это не просто игра с формой повествования, а подарок актеру: не только крупный план, но и возможность сыграть самим абрисом фигуры, силуэтом. Вообще, чем ближе Джордж Смайли подбирается к «кроту», чем быстрее растет клубок подозрений и догадок, тем ярче, колоритнее и чисто внешне становятся персонажи. Постепенно раскрывается герой Гари Олдмана – образцовый агент, безэмоциональный, скучный, который в качестве досуга позволяет себе┘ тихо поплавать в пруду. Актеру уже прочат за эту роль «Оскар» (в фильме Смайли, безусловно, затмил прошлогоднего лауреата премии – Колина Ферта).
«Шпионом» Томас Альфредсон напомнил о себе спустя три года после картины «Впусти меня». Бюджет нового фильма семикратно превосходит сумму, потраченную на мистическую историю трехлетней давности. Джон Ле Карре, автор романа-первоисточника, остался доволен экранизацией – удивительно счастливое исключение из правила.