Федор Бондарчук не в жизни, а в кадре.
Сцена из фильма «Два дня»
С момента создания Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии прошло 15 месяцев. Напомним, что фонд распределяет деньги на производство кино между семью компаниями. Первые ласточки, созданные на эти деньги, уже появились на наших экранах, и удач среди них единицы. Кажется, суровый прием, оказанный на страницах многих изданий «Елкам», «Выкрутасам», «Свадьбе по обмену», «Калачам» и прочим «достижениям», руководителей компаний напугал. В пятницу они собрали журналистов, чтобы рассказать о «промежуточных итогах», поделиться планами и, главное, попробовать «установить диалог».
«Нас попрекают выданными деньгами», – сразу пожаловался Федор Бондарчук, худрук кинокомпании «Арт Пикчерс Студио». – Покажите, говорят, как вы за 15 месяцев изменили индустрию. Но это же невозможно! Изменение индустрии – целый комплекс мер, и связан он не только с теми, кто кино производит, но и, например, с теми, кто его прокатывает». Сергей Сельянов объяснил, что в кинопроизводстве время течет по-особому, надо дать маховику новой системы раскрутиться. «У нас свое – внутреннее – время. Стало можно о чем-то говорить с выходом фильма Дуни Смирновой «Два дня». Продюсер Рубен Дишдишян запустил его благодаря деньгам фонда, то есть картина была рождена уже в новой системе. Качество стоит денег». Сельянова, кстати, реже других приходится упрекать в качестве выпускаемого кино. Он работает на всех территориях: выпускает жанровые, с коммерческим потенциалом фильмы («Бабло», полнометражные мультфильмы для семейного просмотра) и радикальные, авторские картины (его «постоянные клиенты» – Алексей Балабанов, Бакур Бакурадзе). Надо думать, именно фильмы последних лет имел в виду коллега Сельянова Марк Лоло, президент кинокомпании «Централ Партнершип», когда со значительностью заявил: «Это раньше был артхаус – радикальный, чернушный. А мы производим теперь либо зрительское кино, либо арт-стрим». Действительно, большинство представителей «великолепной семерки» стремятся к масштабу – бюджетов, охвата аудитории. В такой ситуации и «арт» нужно производить, а не ждать, пока он там «родится» или «случится»┘
Главным положительным отличием от прежней системы распределения госденег продюсеры считают прозрачность финансирования. «Мы если и не единственная, то одна из немногих некоррупционных территорий в стране, – заявил Бондарчук. – Мы прозрачны и готовы отвечать за каждую копейку». «Большая часть фильмов, произведенных в стране за последние годы, делалась с целью собственно производства фильмов – люди зарабатывали в процессе производства, а не на показе», – сообщил руководитель «Дирекции кино» Анатолий Максимов. «А сегодня мы сдаем настолько подробные отчеты в фонд, что вынуждены специальный штат для этого держать», – продолжил генеральный директор «ТриТэ» Леонид Верещагин. Все это прекрасно, равно как и сам порыв руководителей высшего эшелона выйти к прессе с открытым забралом. Во многом они правы. Действительно, прежняя система была порочна, а новую индустрию за 15 месяцев не построишь. Но разговор о качестве их картин, произведенных уже в период финансирования их фондом, остается в той же точке. В качестве первых достижений по привлечению зрителя на отечественные фильмы без всякого смущения приводились показатели «Елок» и «Выкрутасов». Именно такое кино видится им достойным конкурентом американским фильмам-захватчикам. И шквал критики на эти фильмы они воспринимают с обидой, а некоторые, как выяснилось, вообще видят в нем диверсию. Марк Лоло с того и начал свое выступление: вы, критики, журналисты, тоже находитесь в кинобизнесе – значит, соблюдайте «индустриальные параметры»┘ «Мы готовы устроить вам небольшой ликбез. Во всяком случае, мое присутствие здесь этим и обусловлено», – рубанул президент «ЦПШ». Коллеги попытались как-то сгладить впечатление от его высказывания, но слово не воробей. Прозвучало это грубовато и, что самое печальное, высветило абсолютную утилитарность сознания: независимая критическая экспертиза не нужна. Хочется, чтобы все играли по корпоративным правилам.
Диалогом в полном смысле слова это мероприятие, конечно, не назовешь, но главный месседж наших кинопроизводителей мы уловили. На подходе целая серия картин, сработанных в новой системе финансирования. Выводы об эффективности этой самой системы стоит отложить на год. К тому же собравшиеся продюсеры дали понять, что у них самих назрели серьезные предложения к руководству фонда: о расширении числа студий-мэйджоров (вплоть до 15), о модернизации Попечительского совета (сейчас большинство в нем составляют люди, к миру кино отношения не имеющие) и, наконец, об увеличении господдержки. О реакции руководства фонда на эти предложения пока ничего не известно. Директор фонда Сергей Толстиков на пресс-конференции не присутствовал.