Честный взгляд на кино и на жизнь Сергея Говорухина.
Фото РИА Новости
Почти неделю находился между жизнью и смертью Сергей Говорухин. Смерть победила. Первого сентября ему исполнилось 50, а буквально неделю назад вышел в прокат его новый фильм «Земля людей», экранизация его собственной повести «Мутный материк». Теперь думается: как хорошо, что успел он увидеть полные залы на показах своего фильма в Выборге, в Смоленске.
Зрители его фильмы жаловали, потому как находили в них ту человечность, внятность изложения историй, которых так недостает людям в изощренных артхаусных опусах и коммерческих поделках. Нет, фильмы его и критиковали, и на неточностях режиссера подлавливали, но никто из зала не уходил, а во время творческих встреч к нему обращались с наболевшим, потому что чувствовали: Говорухину важна не своя делянка в искусстве, а страна в целом, есть у него твердая позиция относительно творящегося вокруг. Сергей Станиславович говорил веско, смело, как и подобает обладателю ордена Мужества, медали «За отвагу». С 1994 по 2005 год он прошел военным корреспондентом Чечню, Таджикистан, Афганистан и Югославию. Участвовал в 20 боевых и трех спецоперациях. В Чечне потерял ногу. В 1997 году снял о чеченской войне фильм «Прокляты и забыты», за который был удостоен «Ники».
Он снял всего четыре фильма. Сам любил повторять: я больше писатель, чем режиссер. Написанного действительно в разы больше. Все-таки окончил он сценарный факультет ВГИКа и остался человеком пограничным, не порывающим ни с письменным столом, ни со съемочной площадкой. Незадолго до «Земли людей» вышел его сборник с интересным названием «Прозрачные леса под Люксембургом», который один рецензент назвал «неравнодушной прозой о неприкаянных». Очень точное определение. И в литературе, и в кино герои Говорухина – люди с сердцем, неспособные к компромиссу с совестью, но таковым почему-то время отводит незавидные места на обочинах жизни.
«НГ»