Через три года после биографической ленты «Харви Милк» о первом политике-гомосексуалисте, режиссер Гас Ван Сент вернулся к излюбленным темам молодости и смерти. Героев его нового фильма «Не сдавайся» притягивает смерть, они живо интересуются окружающим миром, но их существование носит оттенок обреченности.
Энок (Генри Ли Хоппер) любит посещать похороны незнакомых людей, играть с японским призраком Хироши в морской бой, а в начале фильма он понимает, что еще ему нравится загадочная незнакомка, которая тоже нередко появляется на похоронах. Девушку зовут Аннабель (Миа Васиковска), и ее кумир - Чарльз Дарвин, что довольно иронично. Радость от воссоединения героев оказывается недолгой – Аннабель больна раком, и жить ей осталось, по словам врача, около трех месяцев. Когда финал становится ясен, фильм наполняется отчаянным жизнелюбием.
«Не сдавайся» - это ода мгновению до смерти. В фильме сливаются воедино печальные истории летчика-камикадзе Хироши, Энока, который пролежал в коме и почти видел смерть, и Аннабель. Для наглядности в картине упоминается птичка, которая, просыпаясь утром, удивляется, что еще жива, и исполняет прекрасную трель. Ее-то и напоминают последние несколько минут «Не сдавайся». Только радуются каждому утру - люди. Даже смерть изображена не такой ужасной: она либо праздник, либо большая честь (не зря упомянут японский летчик). И призрак возвращается в мир живых, чтобы научить Энока, что самое важное в жизни. Он дает надежду на «возвращение» умерших в материальный мир.
Элементы мистики, присутствующие в картине, создают ощущение хэппи-энда. Но оно искусственное, как и экстравагантные костюмы главных героев. Зато природа в «Не сдавайся» вполне реальна. Размеренную красоту жизни фиксирует камера: операторская работа на длинных кадрах увлекает, но совершенно беспомощна при диалоге. Милая болтовня двух подростков напоминает напряженный поединок, но дуэт Хоппер-Васиковска эту дисгармонию компенсирует. Молодые актеры на удивление органичны в несколько сумасбродных ролях, даже впору за западными кинокритиками повторять об удивительной химии, возникшей между ними.
Если амбиции Мии Васиковской с каждым фильмом становятся все очевиднее, то вторую роль Генри Ли Хоппера можно назвать даже открытием. Избавиться от приставки «сын Денниса Хоппера» молодому актеру пока не удалось, но после роли Энока такая возможность замаячила вдали.