0
2103
Газета Кино Интернет-версия

17.10.2011 00:00:00

Нанук пришел

Тэги: кинофестиваль, пермь


кинофестиваль, пермь Быть настоящим в кино непросто...
Кадр из легендарного фильма Роберта Флаэрти «Нанук с Севера»

В воскресенье в Перми завершился XI Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана». Назван он в честь одного из основоположников документалистики, американского режиссера Роберта Флаэрти. И фильмы в программы пермского смотра попадают только те, что удовлетворяют эстетическим принципам Флаэрти. Это картины, в которых человек проживает на экране часть жизни, сформулированную режиссером по законам драматургии. Пермские призы – исполненные в серебре и золоте маленькие эскимосы-нануки – высоко котируются и в мире. Гран-при (Золотой Нанук) достался фильму Outro нашей соотечественницы Юлии Панасенко. В дни «Флаэртианы» пришло известие, что его отобрали к участию в фестивале документального кино в Амстердаме, одном из самых престижных в мире. Фильм «Шахта № 8» получил Серебряного Нанука в категории «Полный метр», «Последний день лета» – Серебряного Нанука в категории «Короткий метр».

К тому времени как в Перми разразилась культурная революция, «Флаэртиана» уже была интеллектуальным козырем края. Ее родитель и бессменный руководитель, режиссер Павел Печенкин умудрился создать фестиваль без всяких дорожек и караваев, столь востребованных заказчиками киномероприятий на бескрайних российских просторах. Документалисты – особая каста, нешумная, серьезная, давно и прочно смирившаяся с жизнью в резервации, но есть и в ней свои звезды и классики. В позапрошлом году разбивал тарелку о камеру (таков ритуал открытия «Флаэртианы») патриарх неигрового кино Герц Франк, в прошлом, юбилейном, – маститый Виктор Лисакович, ну а в этом – суперстар Томас Бальмес, автор документальных хитов «Малыши» и «Христос приходит к папуасам». Фильмы, собранные в международный конкурс «Флаэртианы» со всех сторон света, столь мощны, что по возвращении из Перми, бывает, еще долго с недоумением воспринимаешь «текущий репертуар» прокатного сезона.

Вхождение ребенка, подростка, юноши во взрослую жизнь – тема на все времена, и в программе нынешней «Флаэртианы» ей отдали должное. Фильм «Шахта № 8» снят эстонским режиссером Марианной Каат в Украине – там, в донбасском поселке, нашла она интереснейшего мальчишку Юру, который каждый день спускается со взрослыми мужиками в нелегальные маленькие шахты-«дырки», наскребает угля сколько может, продает перекупщикам. Тем зарабатывает на жизнь себе, двум сестрам, матери-алкоголичке и ее сожителю... Но учиться-то ему некогда, вот и вступают в силу «общественные институты»: педагогические тетеньки с начесами читают парню мораль, что, мол, надо подумать о завтрашнем дне, аттестат получить. А он озадачен, чем сестренку накормить сегодня, где бы еще найти «дырку» с углем.

«Шахта № 8» – не «социалка» в чистом виде. Тут скорее Диккенс: не зачерствеет ли подросток сердцем в трущобах жизни? Сегодня Юра и младшая сестренка разведены по интернатам. Накормлены, обуты-одеты и каждый день сидят за партами, только порознь и в казенных стенах.

В документальном кино – те же жанры, что в игровом. Есть романы, саги, где наблюдение за героями ведется на протяжении десятилетий. Есть и трагикомедии – например, «Последний день лета» поляка Петра Стасика. Пару лет назад его занесло в пензенский кадетский корпус при МЧС, нахлынули воспоминания о собственном детстве-отрочестве (провинциальная военная школа в России напомнила режиссеру польскую школу). Стасик загорелся снимать в Пензе фильм. «Поначалу возникли проблемы, – рассказывал он. – Руководство подумало, что я буду делать про их школу политический фильм». Но получилась моментами уморительная, моментами страшноватая картина про нежный возраст, про детские страхи и подростковые комплексы. Из множества кадетов Стасик выбрал смешного второклашку-старосту, стеснительного и вдумчивого паренька из средней школы и бойкого выпускника. Первый делится переживаниями по поводу дисциплины во вверенной ему группе, смешно почесывает себя за ухом и с важностью сообщает, что «отговорил родителей разводиться и те его послушались». Второй, смущаясь, делится тайной своей первой любви, у третьего на носу последний звонок, надо определяться с дальнейшей жизнью. Портреты мальчишек исполнены Стасиком с необыкновенной нежностью, в которой и вправду ощутима память о собственном детстве. Но вот педагогический состав пензенской школы МЧС┘ Корпусные дамы с разработанными голосами и установкой на устрашение, физруки и военруки с их вечным «рас-с-считайсь!». Всех в финале построят в колонну и будут гонять строем до изнеможения – так, что все ребячьи фигурки сольются в одну массу цвета хаки.

Кстати, юноши и девушки – основные зрители «Флаэртианы». Президент фестиваля Павел Печенкин уже много лет ведет в родной Перми важную кропотливую работу по внедрению документального кино в массы и сильно в этом преуспел. Пермский киноцентр «Премьер» в дни «Флаэртианы» напоминает московский Музей кино в его былые славные годы: залы забиты, пермяки смотрят полнометражные авторские неигровые фильмы и потом подолгу не отпускают авторов – причем вопросы и общий тон дискуссии выдает изрядный зрительский стаж.

Сегодня в Перми горячо обсуждают издержки культурной интервенции, прижилась ли на пермской яблоне столичная культурная прививка. «Флаэртиана» среди образцовых пермских проектов – старожил и, главное, коренной житель. Если из города уедут, как приехали, Гельман, Бояков, Курентзис, то пермяк Печенкин-то уж останется, и его приглашение опять примут мэтры и новые звезды мирового документального кино.

Пермь–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1393
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
899
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1604
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1238

Другие новости