Екатерина Мцитуридзе – красивое лицо «Совэкспортфильма».
Фото Геворга Маркосяна
Несколько стих шум, поднявшийся вокруг истории с выдвижением на «Оскара» фильма Никиты Михалкова «Цитадель» и соответственно невыдвижением премированных в Венеции «Фауста» Александра Сокурова и в Каннах «Елены» Андрея Звягинцева. На прошлой неделе представители Киносоюза выступили с предложением созвать своего рода вече из делегатов общественных киноструктур и попробовать договориться о новых принципах формирования и функционирования российского Оскаровского комитета. Усадить за стол переговоров наших кинематографистов, входящих в разные академии и союзы, непросто. Миротворческую миссию готова взять на себя обновленная команда «Совэкспортфильма» во главе с Екатериной МЦИТУРИДЗЕ, которая ответила на вопросы корреспондента «НГ» Дарьи БОРИСОВОЙ.
– Киносоюз выступил с правильной инициативой. Но я замечу, что мы поддерживаем не альтернативный союз, а его правильную инициативу. «Совэкспортфильм» – организация, по определению находящаяся в зоне нейтралитета. Мы своего рода Швейцария в переговорном процессе между несколькими лоббистскими структурами внутри нашего кино.
– Вы согласны с тем предполагаемым составом Оскаровского комитета, каким он видится деятелям Киносоюза: «вечные» члены в лице номинантов и лауреатов «Оскара» плюс переизбираемые каждый год посланцы Союза кинематографистов и Киносоюза, обеих киноакадемий, профессиональных гильдий?
– Согласна, я считаю, чем более представителен будет комитет, тем весомей будет принятое им решение. Это должен быть центр, аккумулирующий мнения всех главных игроков нашей киноиндустрии – пусть несовершенной, непричесанной, раздвоенной, но все-таки индустрии. Тогда, мне кажется, не будет разговоров: «А почему именно эти двенадцать человек все решают?» Мы изучили опыт других стран: опыт довольно разнообразен. Например, нет четкого правила, чтобы с Американской киноакадемией связывалась только Национальная академия. Это может быть любой комитет, состав профессионалов, имеющих отношение к национальному кино и заключивших заблаговременно договор с Американской киноакадемией на легитимной основе. Я бы предложила включить в этот комитет всех российских продюсеров и режиссеров с международной ориентацией.
– Это довольно широкое определение┘
– Вполне ясное. Кто ездит на фестивали? Игорь Толстунов с Валерией Гай Германикой, Павлом Чухраем, Сергей Сельянов с Алексеем Балабановым, Бакуром Бакурадзе, Роман Борисевич с Алексеем Попогребским, Борисом Хлебниковым, Василием Сигаревым, Арсен Готлиб с Дмитрием Мамулией и Николаем Хомерики, Сергей Бодров, Гука Омарова, Сабина Еремеева с Верой Сторожевой, Рената Литвинова, Андрей Сигле с Александром Сокуровым, Артем Васильев с Алексеем Германом-мл., Илья Хржановский, Константин Эрнст, Алексей Учитель, Никита Михалков, Леонид Верещагин, Андрей Кончаловский, Игорь Мишин с Алексеем Федорченко, Виктор Косаковский, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Александр Роднянский с Александром Миндадзе, Андрей Звягинцев, Дмитрий Лесневский, Александр Зельдович, Павел Лунгин, Валерий Тодоровский, может, кого-то нечаянно пропустила, но, как видите, не так много людей. Комитет должен быть живым организмом. Нам надо учитывать не только свое мнение, но и пример разных мировых институтов. Почему случился скандал? В потенциальных номинантах у нас были, например, «Елена» Звягинцева, тепло принятая в Канне, и «Фауст» – фильм – победитель Венецианского кинофестиваля. Было из кого выбирать. И если бы «Цитадель» выбрали из вышеназванного состава людей, расширенного комитета – вопросов бы ни у кого не возникло.
– «Фауст» был вашим фаворитом?
– Фильм, который получил «Золотого льва», был бы делегирован без лишнего обсуждения и во Франции, и в Италии, и в Германии – в любой стране... «Фауст» – самый крупный плод урожая российского кино за прошедший год. Таковой и посылают на главную выставку мира. Безусловно, каждый автор может считать, что его фильм – недооцененный шедевр. Такое случается. Можно также считать, что прокат мухлюет с цифрами, что все критики проданы-куплены – но тогда получается, что мы сами выработали такую систему координат, в которой совсем нет объективных критериев. Это было бы печально. Но слава богу, это не так. Триумф «Фауста» на Венецианском кинофестивале – огромный успех для нашей компании. Как и для всей страны в целом. При этом проката в России пока нет. В Италии он выходит в 15 крупных городах, президент Венецианского кинофестиваля лично представит его в Риме на премьере. «Совэкспортфильм» помог несколько расширить предполагаемую рекламную кампанию в Италии, выкупить больше рекламных площадей и напечатать дополнительные копии.
– Как вы считаете, эта история как-то отразится на имидже нашего кино или пройдет по большому счету незамеченной?
– Она уже не прошла незамеченной. Западные журналисты посвятили этой истории довольно много материалов, искренне пытались разобраться в ситуации. С одной стороны, хорошо, что это обсуждается, с другой – вредит имиджу нашей индустрии. Люди думают, что она дико зависима от политики, а в данном случае разве с политикой эта история связана? Думаю, что нет. Но поскольку на дворе выборы, все пытаются строить некие инсинуации.
– Почему вы занялись «Фаустом», а не каким-нибудь другим фильмом?
– Мы работаем с главными фильмами – теми, которые представляют страну в конкурсах крупнейших мировых фестивалей. Мы же государственная структура. Конечно, необходимо и желание продюсера, чтобы мы работали с картиной. Каждый раз все индивидуально. Андрей Сигле к нам обратился, когда стали вырисовываться фестивальные перспективы картины. К сожалению, субсидия, которая должна была прийти к нам в сентябре, будет только в ноябре, так что выручают партнерские отношения. Очень важно, что крупные бизнес-структуры ценят возможность ассоциации с нашим брендом с вековой репутацией. Кстати, в 2014 году «Совэкспортфильму» исполнится 90 лет! Замечательно, что и Минкульт и Минфин, изучив все наши доводы, аргументы, планы, поддержали нас на пути к возрождению бренда. Отдельная благодарность Алексею Леонидовичу Кудрину. Он поверил в наше желание и возможность выстроить через несколько лет рентабельную компанию.
– И каковы ближайшие планы каравана?
– В ближайшее время едем в Лос-Анджелес на кинорынок наводить мосты. На Берлинском кинофестивале у нас будет свой стенд. Мы договорились об этом с гендиректором Берлинале Дитером Кессликом и директором кинорынка Бэкки Пробст. В этом году на каннском кинорынке в Российском павильоне нашли партнеров для трех российских проектов. В том числе для фильма «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Вообще чем меньше сепаратизма и междоусобных войн, тем лучше для с трудом формирующейся нашей киноиндустрии. Мы как раз начинали разговор с «Оскара». Пусть этот комитет будет первым шагом к примирению.
– А что вы скажете о переписке с Кириллом Разлоговым по «Оскару», в которую вы вступили?
– Не называя моего имени, обозначив генерального директора «Совэкспортфильма» «девушкой из «Совэкcпортфильма», г-н Разлогов приводит мои рассуждения о премии Американской киноакадемии. Изложенное г-ном Разлоговым якобы «мое мнение» не совпадает с моим видением ситуации, напротив, полностью его искажает. Надеюсь, не преднамеренно, и это всего лишь случайные игры памяти, которые периодически происходят с профессионалами, много лет работающими в разных лоббистских кругах.
Мой разговор с г-ном Разлоговым состоялся после скандального голосования Оскаровского комитета. Обсуждая перспективы фильма, выдвинутого от России на «Оскар», я высказала мнение, которое поддерживают почти все продюсеры, имеющие международную репутацию, что стране необходимо осуществлять планомерное продвижение российского кино в Голливуде. Занимаясь продвижением фильма «Край» на «Оскар» и «Золотой глобус», мы с продюсером фильма Кирой Саксаганской внимательно изучили тенденции последних 15 лет. Если коротко, то номинации на эти премии чаще всего обеспечены тем странам, которые занимаются системным продвижением своего кинематографа в Голливуде. Франция, Израиль, Италия, Польша, Дания и другие страны давно уже имеют в Лос-Анджелесе свои представительства. Вот о чем я говорила с г-ном Разлоговым. В настоящий момент «Совэкспортфильм» как раз и занимается формированием этой лоббистской структуры в Голливуде. Это и называется политикой в индустрии, значение которой, как все понимают, в случае с «Оскаром» выходит за рамки кино. Никакую другую политику я не упоминала и не могла упоминать.
Месяц назад, на закрытии Венецианского киносмотра, где мы были счастливы работать с картиной «Фауст» Александра Сокурова, я познакомилась с культовым режиссером Майклом Манном. Он вспомнил, что «в прошлом году в качестве академика, голосующего за лучший фильм на иностранном языке, он очень болел за один русский фильм, «Край» он назывался, многие его коллеги поставили фильму 10 баллов, и как жаль, что он не прошел».
Надеюсь, что расширение Российского оскаровского комитета в ближайшем будущем представит на главной кинопремии мира единую кинематографическую Россию, а не ту, в которой две академии, два источника госфинансирования, два Союза кинематографистов... Кстати, стать членом одного из союзов я имела честь по рекомендации г-на Кирилла Разлогова 13 лет назад. И очень этим гордилась.