0
2995
Газета Кино Интернет-версия

13.10.2011 00:00:00

Екатерина Мцитуридзе: "Фауст" – самый крупный плод нашего урожая"

Тэги: фауст, сокуров, кино, премия, оскар


фауст, сокуров, кино, премия, оскар Екатерина Мцитуридзе – красивое лицо «Совэкспортфильма».
Фото Геворга Маркосяна

Несколько стих шум, поднявшийся вокруг истории с выдвижением на «Оскара» фильма Никиты Михалкова «Цитадель» и соответственно невыдвижением премированных в Венеции «Фауста» Александра Сокурова и в Каннах «Елены» Андрея Звягинцева. На прошлой неделе представители Киносоюза выступили с предложением созвать своего рода вече из делегатов общественных киноструктур и попробовать договориться о новых принципах формирования и функционирования российского Оскаровского комитета. Усадить за стол переговоров наших кинематографистов, входящих в разные академии и союзы, непросто. Миротворческую миссию готова взять на себя обновленная команда «Совэкспортфильма» во главе с Екатериной МЦИТУРИДЗЕ, которая ответила на вопросы корреспондента «НГ» Дарьи БОРИСОВОЙ.

– Киносоюз выступил с правильной инициативой. Но я замечу, что мы поддерживаем не альтернативный союз, а его правильную инициативу. «Совэкспортфильм» – организация, по определению находящаяся в зоне нейтралитета. Мы своего рода Швейцария в переговорном процессе между несколькими лоббистскими структурами внутри нашего кино.

– Вы согласны с тем предполагаемым составом Оскаровского комитета, каким он видится деятелям Киносоюза: «вечные» члены в лице номинантов и лауреатов «Оскара» плюс переизбираемые каждый год посланцы Союза кинематографистов и Киносоюза, обеих киноакадемий, профессиональных гильдий?

– Согласна, я считаю, чем более представителен будет комитет, тем весомей будет принятое им решение. Это должен быть центр, аккумулирующий мнения всех главных игроков нашей киноиндустрии – пусть несовершенной, непричесанной, раздвоенной, но все-таки индустрии. Тогда, мне кажется, не будет разговоров: «А почему именно эти двенадцать человек все решают?» Мы изучили опыт других стран: опыт довольно разнообразен. Например, нет четкого правила, чтобы с Американской киноакадемией связывалась только Национальная академия. Это может быть любой комитет, состав профессионалов, имеющих отношение к национальному кино и заключивших заблаговременно договор с Американской киноакадемией на легитимной основе. Я бы предложила включить в этот комитет всех российских продюсеров и режиссеров с международной ориентацией.

– Это довольно широкое определение┘

– Вполне ясное. Кто ездит на фестивали? Игорь Толстунов с Валерией Гай Германикой, Павлом Чухраем, Сергей Сельянов с Алексеем Балабановым, Бакуром Бакурадзе, Роман Борисевич с Алексеем Попогребским, Борисом Хлебниковым, Василием Сигаревым, Арсен Готлиб с Дмитрием Мамулией и Николаем Хомерики, Сергей Бодров, Гука Омарова, Сабина Еремеева с Верой Сторожевой, Рената Литвинова, Андрей Сигле с Александром Сокуровым, Артем Васильев с Алексеем Германом-мл., Илья Хржановский, Константин Эрнст, Алексей Учитель, Никита Михалков, Леонид Верещагин, Андрей Кончаловский, Игорь Мишин с Алексеем Федорченко, Виктор Косаковский, Федор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Александр Роднянский с Александром Миндадзе, Андрей Звягинцев, Дмитрий Лесневский, Александр Зельдович, Павел Лунгин, Валерий Тодоровский, может, кого-то нечаянно пропустила, но, как видите, не так много людей. Комитет должен быть живым организмом. Нам надо учитывать не только свое мнение, но и пример разных мировых институтов. Почему случился скандал? В потенциальных номинантах у нас были, например, «Елена» Звягинцева, тепло принятая в Канне, и «Фауст» – фильм – победитель Венецианского кинофестиваля. Было из кого выбирать. И если бы «Цитадель» выбрали из вышеназванного состава людей, расширенного комитета – вопросов бы ни у кого не возникло.

– «Фауст» был вашим фаворитом?

– Фильм, который получил «Золотого льва», был бы делегирован без лишнего обсуждения и во Франции, и в Италии, и в Германии – в любой стране... «Фауст» – самый крупный плод урожая российского кино за прошедший год. Таковой и посылают на главную выставку мира. Безусловно, каждый автор может считать, что его фильм – недооцененный шедевр. Такое случается. Можно также считать, что прокат мухлюет с цифрами, что все критики проданы-куплены – но тогда получается, что мы сами выработали такую систему координат, в которой совсем нет объективных критериев. Это было бы печально. Но слава богу, это не так. Триумф «Фауста» на Венецианском кинофестивале – огромный успех для нашей компании. Как и для всей страны в целом. При этом проката в России пока нет. В Италии он выходит в 15 крупных городах, президент Венецианского кинофестиваля лично представит его в Риме на премьере. «Совэкспортфильм» помог несколько расширить предполагаемую рекламную кампанию в Италии, выкупить больше рекламных площадей и напечатать дополнительные копии.

– Как вы считаете, эта история как-то отразится на имидже нашего кино или пройдет по большому счету незамеченной?

– Она уже не прошла незамеченной. Западные журналисты посвятили этой истории довольно много материалов, искренне пытались разобраться в ситуации. С одной стороны, хорошо, что это обсуждается, с другой – вредит имиджу нашей индустрии. Люди думают, что она дико зависима от политики, а в данном случае разве с политикой эта история связана? Думаю, что нет. Но поскольку на дворе выборы, все пытаются строить некие инсинуации.

– Почему вы занялись «Фаустом», а не каким-нибудь другим фильмом?

– Мы работаем с главными фильмами – теми, которые представляют страну в конкурсах крупнейших мировых фестивалей. Мы же государственная структура. Конечно, необходимо и желание продюсера, чтобы мы работали с картиной. Каждый раз все индивидуально. Андрей Сигле к нам обратился, когда стали вырисовываться фестивальные перспективы картины. К сожалению, субсидия, которая должна была прийти к нам в сентябре, будет только в ноябре, так что выручают партнерские отношения. Очень важно, что крупные бизнес-структуры ценят возможность ассоциации с нашим брендом с вековой репутацией. Кстати, в 2014 году «Совэкспортфильму» исполнится 90 лет! Замечательно, что и Минкульт и Минфин, изучив все наши доводы, аргументы, планы, поддержали нас на пути к возрождению бренда. Отдельная благодарность Алексею Леонидовичу Кудрину. Он поверил в наше желание и возможность выстроить через несколько лет рентабельную компанию.

– И каковы ближайшие планы каравана?

– В ближайшее время едем в Лос-Анджелес на кинорынок наводить мосты. На Берлинском кинофестивале у нас будет свой стенд. Мы договорились об этом с гендиректором Берлинале Дитером Кессликом и директором кинорынка Бэкки Пробст. В этом году на каннском кинорынке в Российском павильоне нашли партнеров для трех российских проектов. В том числе для фильма «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего. Вообще чем меньше сепаратизма и междоусобных войн, тем лучше для с трудом формирующейся нашей киноиндустрии. Мы как раз начинали разговор с «Оскара». Пусть этот комитет будет первым шагом к примирению.

– А что вы скажете о переписке с Кириллом Разлоговым по «Оскару», в которую вы вступили?

– Не называя моего имени, обозначив генерального директора «Совэкспортфильма» «девушкой из «Совэкcпортфильма», г-н Разлогов приводит мои рассуждения о премии Американской киноакадемии. Изложенное г-ном Разлоговым якобы «мое мнение» не совпадает с моим видением ситуации, напротив, полностью его искажает. Надеюсь, не преднамеренно, и это всего лишь случайные игры памяти, которые периодически происходят с профессионалами, много лет работающими в разных лоббистских кругах.

Мой разговор с г-ном Разлоговым состоялся после скандального голосования Оскаровского комитета. Обсуждая перспективы фильма, выдвинутого от России на «Оскар», я высказала мнение, которое поддерживают почти все продюсеры, имеющие международную репутацию, что стране необходимо осуществлять планомерное продвижение российского кино в Голливуде. Занимаясь продвижением фильма «Край» на «Оскар» и «Золотой глобус», мы с продюсером фильма Кирой Саксаганской внимательно изучили тенденции последних 15 лет. Если коротко, то номинации на эти премии чаще всего обеспечены тем странам, которые занимаются системным продвижением своего кинематографа в Голливуде. Франция, Израиль, Италия, Польша, Дания и другие страны давно уже имеют в Лос-Анджелесе свои представительства. Вот о чем я говорила с г-ном Разлоговым. В настоящий момент «Совэкспортфильм» как раз и занимается формированием этой лоббистской структуры в Голливуде. Это и называется политикой в индустрии, значение которой, как все понимают, в случае с «Оскаром» выходит за рамки кино. Никакую другую политику я не упоминала и не могла упоминать.

Месяц назад, на закрытии Венецианского киносмотра, где мы были счастливы работать с картиной «Фауст» Александра Сокурова, я познакомилась с культовым режиссером Майклом Манном. Он вспомнил, что «в прошлом году в качестве академика, голосующего за лучший фильм на иностранном языке, он очень болел за один русский фильм, «Край» он назывался, многие его коллеги поставили фильму 10 баллов, и как жаль, что он не прошел».

Надеюсь, что расширение Российского оскаровского комитета в ближайшем будущем представит на главной кинопремии мира единую кинематографическую Россию, а не ту, в которой две академии, два источника госфинансирования, два Союза кинематографистов... Кстати, стать членом одного из союзов я имела честь по рекомендации г-на Кирилла Разлогова 13 лет назад. И очень этим гордилась.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
715
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2450
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1641
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1267

Другие новости