На фоне фестивальной пестроты московской осени программа из научно-популярных фильмов выделялась свежестью. Молодое, любительское, восточное и западное, даже запрещенное некогда в Советском Союзе кино московскому зрителю уже показывали. А тут – картины о достижениях и выводах современной науки. Такие ленты до России чаще всего не доходят, даже самые популярные и отмеченные различными наградами.
«360» зрителей привлек – были аншлаги, были стойкие люди, которые приходили смотреть научно-популярное кино даже в десять часов вечера. Публика свое обязательство выполнила, а вот программа фестиваля, пожалуй, не до конца.
В рамках «360» показали 23 фильма (из них 8 – короткометражных), и две картины заслужили особого упоминания: «Фрикономика» по одноименному бестселлеру и документальный 3D-фильм знаменитого немецкого режиссера Вернера Херцога «Пещера забытых снов». Первую ленту показали на открытии, и она демонстрирует главный недостаток фестивальной подборки. Многие картины не совсем научные, но, что хуже, содержание некоторых укладывается в два предложения. Фильм «Какого пола мой мозг?», снятый Лор Дэлесаль, почти час демонстрирует поиски ответа на вопрос, как связано устройство мозга человека с его полом. И, в итоге, подтверждений этой связи не находится. В одной из шести частей «Фрикономики» развеивается миф о влиянии имени человека на его судьбу. Мальчик с именем Победитель (Winner) не только ничего не выиграл, но и отсидел в тюрьме за три дюжины нарушений. А его брат с именем Неудачник (Loser) добился в жизни многого. На фоне других картин «Фрикономику» спасает интересная, разнообразная и ироничная форма. Обилие анимационных вставок, подписей и изменяющийся стиль съемки. Над картиной работало шесть режиссеров, в том числе Алекс Гибни (лауреат премии «Оскар», в России известный благодаря фильму «Гонзо: страх и ненависть Хантера С. Томпсона»). Его «глава», посвящена коррупции в сумо. Пластика и динамика профессиональных спортсменов вкупе с японской экзотикой очень помогли Гибни: кадр стал интереснее, а для научно-популярного кино вопрос формы очень важен.
Именно с визуальным решением возникла проблема у Вернера Херцога. Немецкому режиссеру разрешили поснимать на юге Франции в пещере Шове, где были обнаружены древнейшие наскальные рисунки. Фильм отнюдь не украшает то, что одни и те же рисунки животных показаны неоднократно. Так же мешает наслаждаться красотами первобытного искусства обилие комментариев, которые мало относятся непосредственно к пещере, либо просто малоинтересны. Квинтэссенция «Пещеры забытых снов» - это десять минут наскальных рисунков в сопровождении фоновой музыки. Без предположений, где оставила след рука первобытного художника, а где – пещерного медведя. В финале фильма Вернер Херцог размышляет за кадром о судьбе нынешнего человечества. Что будут думать потомки крокодилов, живущие в питомнике над пещерами Шове, через тысячи лет, когда увидят, что осталось от людской цивилизации?
К этой ноте обреченности пришел и сам фестиваль, когда под занавес показали фильм Майкла Мэдсена «В бесконечность». Режиссер рассказывает о хранилище для радиоактивных отходов, построенном в Финляндии, и о том, как мрачно будет выглядеть мир в будущем.