«С поста председателя оскаровского комитета я не уйду, – заявил Владимир Меньшов на прошедшей в среду пресс-конференции. – Пусть это теперь будет головной болью Никиты Сергеевича, как меня увольнять. Мяч на их стороне. Я жду, как отобьют».
Собравшихся волновало, как, по мнению Меньшова, будет развиваться сюжет выдвижения от России на «Оскара» фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Цитадель». Напомним, что Владимир Валентинович отказался в понедельник подписать протокол голосования комиссии, по которому в финал вышла «Цитадель». И своего решения он менять не намерен, как стало понятно в ходе пресс-конференции. «Я полагаю, что кроме моей, легитимной может считаться подпись Владимира Наумова – президента академии кинематографических искусств и наук, при которой существует оскаровский комитет. Скорее всего, Наумов подпишет протокол, и «Цитадель» отправят, несмотря на закобенившегося председателя комитета. Изменить этот процесс могут только американцы – вдруг они как-то среагируют на наш скандал».
Задавали Меньшову и каверзные вопросы, например, о том, почему же он раньше не подверг фильм Михалкова столь резкой критике, не попытался отсечь картину от соревнования на предварительных этапах. «У нас было всего два заседания, и о первом, кстати, меня не известили. Представили мне список, в котором не было многих достойных картин, на которые так богат был этот год: ни «Шапито-шоу» Сергея Лобана, ни «Овсянок» Алексея Федорченко, ни «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, «Generation П» Виктора Гинзбурга. Я был изумлен. Так что собрание 19 сентября было для меня первым и единственным. Когда стал известен результат, я возмутился и обратился к коллегам с вопросом: по какой причине мы выдвигаем «Цитадель» на «Оскара»? Картина получила по полной от критиков, ее не принял зритель – второе даже важнее. Так о какой же обратной связи с обществом мы, члены комитета, можем говорить, если посылаем ее на «Оскар»? Где эта обратная связь – непременная ипостась демократического общества?!»
Эти впечатления Владимира Валентиновича повлекли за собой закономерный вопрос о том, не замечал ли он раньше несовершенств отечественного оскаровского комитета. «Сомнения в правильности того, как все обстоит, возникали и раньше, – ответил режиссер. – Просто они были преодолимы; стыда хотя бы не возникало┘ Но ведь что происходит: люди, которые когда-то были свободными, постепенно вступают во всякие академии, комитеты. Например, легко проследить зависимость от Михалкова членов нашего – оскаровского – комитета. И я не могу ничем другим объяснить то, что они проголосовали так, как проголосовали».
Добавим, что в ходе пресс-конференции Владимир Меньшов так и не смог ответить на вопрос, где можно получить официальный список имен членов оскаровского комитета на текущий момент. Судя по многому, процесс вступления и выбывания там мало подчинен какому-то уставу. «Я пытался ввести новых людей, но мне это не удалось, – пожаловался сам Меньшов. – Я давно возмущался тем, что среди нас нет ни одного представителя Петербурга. В итоге, после моих замечаний, в прошлом году нам представили Дмитрия Месхиева. Но за год – представьте, за год! – его не успели «утвердить на президиуме академии┘ А другие питерцы, существующие как бы под сенью Алексея Германа, видимо, считаются неугодными из-за свой потенциальной оппозиционности».