Влияние живописи на кинематограф всегда было велико: режиссеры заимствовали из работ художников цветовые гаммы, образы, а порой и мизансцены. Да и о самих живописцах снято немало фильмов. Однако преемственность кинематографа на этом не заканчивается. Польский художник, поэт и режиссер Лех Маевски пошел дальше своих коллег и «оживил» картину Питера Брейгеля Старшего - «Путь на Голгофу».
В основу фильма «Мельница и крест» легла одноименная книга Майкла Гибсона, в которой тот проанализировал полотно голландского мастера. Когда польский режиссер предложил Гибсону снять по его книге кино, тот назвал эту задумку безумной. Но потом дал добро. Как и автор книги, Лех Маевски понимал, что замысел не из простых: все же перенести на экран мир Брейгеля, передать его стиль! Поэтому в каждом интервью поляк повторяет, что без современных технологий ничего бы не вышло. Каждый кадр - это наложение нескольких слоев, а небо и облака из «Пути на Голгофу» создатели фильма собирали по всему миру. Наиболее подходящими оказались небеса над Новой Зеландией.
Географический размах оказался под стать смысловому содержанию картины Брейгеля. По обилию деталей, образов и героев «Путь на Голгофу» не уступает многим классическим романам. В книге Гибсона, а потом и в фильме «Мельница и крест» отражены только некоторые из наиболее важных замыслов художника, еще больше предстоит отыскать зрителям самостоятельно. Чтобы до зала дошла изобразительная мощь картины, которая вдохновила авторов киноленты, кадры сменяются неспешно, позволяя насладиться «ожившей» живописью. Однако эта демонстрация силы оказывается и «ахиллесовой пятой» фильма: ему не хватает динамики. При мощной изобразительной стороне, «Мельница и крест» практически лишена связного повествования. Маевски и Гибсон сделали высококлассный почти документальный фильм и в то же время – фантазию о судьбе десяти персонажей «Пути на Голгофу». История каждого героя – это рассмотрение через увеличительное стекло одного из фрагментов картины. Но так как рассмотрено не все – остается ощущение фрагментарности. При этом мир фильма настолько живописен сам по себе, что никакого сюжета для получения эстетического удовольствия и не требуется. На экране – природа Фландрии, в которой жил Брейгель, как её видел сам художник. Однако любоваться лесами и полями даже на протяжении девяноста минут – удовольствие не для каждого. Ведь и полотна в галерее так долго не рассматривают.
«Мельница и крест» - это картина «Путь на Голгофу», персонажи которой ожили. Актеры по типажу похожи на героев Эйзенштейна и «Страстей Жанны Д’арк» Дрейера, а кадры выстроены в подражании картинам (нередко – портретами) шестнадцатого века. Реконструкцией образов из давно минувших дней занимались специалисты по компьютерной графике – и все старое теперь выглядит, как новое. Получился высококлассный винтаж, фильм, в котором художник и режиссер Лех Маевски достигает пика подражания голландскому мастеру. Недаром поляк считает Брейгеля своим учителем.