Закончился июль, и мы снова подводим «итоги». Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», то есть картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. «Меланхолия», Ларс фон Триер
Сценарий – 9.
Режиссура – 9.
Актерская игра – 9.
Картинка – 9.
Эмоции: красота да в умных руках – великая сила.
Конъюнктурность – низкая.
Кратко: Триер, прикрываясь метафорой апокалипсиса, делает фильм, где умудряется не только рефреном повторять любимую мысль о глобальном и изначальном одиночестве человека в мире, но и показать женскую прелесть на столкновении двух ярких антиподов (Кирстен Данст и Шарлотты Генсбур) – красоту не в статике, а в динамике, непосредственно используя скрытые ресурсы киноязыка.
36 очков.
2. «Пина: Танец страсти 3D», Вим Вендерс
Сценарий – 7.
Режиссура – 7.
Актерская игра – 9.
Картинка – 9.
Эмоции: танец, созерцание которого доводит до эмоционального истощения.
Конъюнктурность – средняя.
Кратко: самый долгосрочный (двадцатилетний) замысел Вендерса – снять фильм о Пине Бауш, разделив с ней режиссерские полномочия, – пришлось в корне перекраивать из-за смерти хореографа. В результате мы получаем восторженный портрет-воспоминание, и Вендерс выступает в роли мастеровитого компоновщика-монтажера, который выдает нарезку из постановок Бауш, подстраивает туда 3D, добиваясь комфортного для зрителя ритма, умело популяризируя сложное искусство балета.
32 очка.
3. «Пеликан», Оливье Орлэ
Сценарий – 7.
Режиссура – 7.
Актерская игра – 7.
Картинка – 8.
Эмоции: опять люди-актеры не выдерживают конкуренции с животными.
Конъюнктурность – низкая.
Кратко: в фильме, снятом по одноименному роману, сквозь киноформу прорывается сильная литературная основа – в манере строить повествование, время от времени включая закадровый комментарий, в классической конструкции конфликта. В то же время намеренная классичность наталкивается на явный недостаток тонкости и красоты в этом киноописании неравной дружбы мальчика и птицы.
29 очков.
4. «Первый Мститель», Джо Джонстон
Сценарий – 6.
Режиссура – 7.
Актерская игра – 7.
Картинка – 8.
Эмоции: ну вот, снова все хорошо-хорошо, а потом раз – концовка – и смазано.
Конъюнктурность – высокая.
Кратко: очередной экранизированный комикс повествует об очередном супергерое (Капитан Америка) и в который раз показывает, как человек простой становится сверхчеловеком. Пусть примитивный, но неизменно привлекательный сюжет расцвечен хорошими диалогами и убедительно смотрится на экране, пока не гаснет, задохнувшись от желания рассказать сразу о многом и недосказать, оставив что-нибудь на потом.
28 очков.
5. «Буря», Джули Тэймор
Сценарий – 6.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 7.
Картинка – 7.
Эмоции: Шекспир на новый лад убогой выдумкой богат.
Конъюнктурность – средняя.
Кратко: взяв за основу шекспировскую трагикомедию «Буря», режиссер Тэймор решила отдать дань эпохе постмодернизма и стала вносить свою правку. Так, волшебник Просперо, центровая фигура, меняет пол, становясь Просперой, а с ним меняется и вся мотивационная основа действия, прикручивая сюда отношения женщины и власти в обществе. Это, может, было бы интересно, если б не желание осовременить и шекспировский язык, служащий для произведения своеобразным крепежом.
26 очков.