Киносмотр в Вологде – мероприятие не только молодое, но и молодежное. Школьники и студенты с интересом идут в кино на новые, необычные фильмы. Они хотят узнать что-то о кинематографической культуре других стран.
«А фильм интересный?» - спрашивает девушка у Игоря Гуськова (программного директора фестиваля) о картине «Всё, что ты хочешь». Он отвечает: «Необычный. Для девушек, которые интересуются необычным кино». Его прогноз после показа подтверждает группа молодых людей. Они на выходе из зала делятся впечатлениями и называют фильм не иначе как «очень интересный».
После испанской картины «Всё, что ты хочешь» в малом VIP-зале кинотеатра «Салют» показывают отечественный фильм «Зона турбулентности». На показе дебютной работы Евгении Тирдатовой зал не пустует. Пришла посмотреть новое российское кино и молодежь. На вопрос «Почему вы пришли на российский фильм?» две девушки отвечают, что стараются не пропускать отечественные ленты. Это не выдумка и не шутка – в Вологде действительно любят кино, российское в том числе. Поэтому на VOICES привезли «Зону турбулентности» - крепкий фильм о базисных ценностях с ироничным и немного печальным взглядом на современный мир. Эпизодические роли в «Зоне турбулентности» сыграли Иван Охлобыстин, Александр и Владимир Котты, Леонид Бичевин, а главную - Инга Оболдина (исполнительница роли Ирины). Картина состоит из трех частей с разным настроением и видением мира. Но это деление номинальное. Все герои тесно связаны, а их новеллы отделены друг от друга некоторым периодом времени.
Вечером шестого июля произошло награждение Александра Сокурова, который специально приехал в Вологду. В кинотеатре Ленком приз «Талант без границ» режиссеру вручил коллега из Италии Паоло Тавиани. Он выразил своё восхищение и отметил, с каким нетерпением ожидает новую картину Александра Сокурова – «Фауст». Эту ленту представят уже в этом году на Венецианском кинофестивале.
Несколько слов перед показом фильма «Русский ковчег» сказал сам Александр Сокуров: «Мы – народ, который часто не признавал отечественных авторов», - без лишней патетики «вбил» в зрительный зал режиссер, подготавливая собравшихся к своей ленте, а закончил он словами: «Прошу прощения у всех, кому фильм не понравится».
Снятый одним кадром, полуторачасовой фильм прошел при почти полном зале. Закадровый голос Александра Сокурова вел зрителей по комнатам Эрмитажа, в которых отечественная история и культура рассматривалась в мировом контексте. Через диалог путешественника во времени (Сокуров) и сноба-незнакомца (Сергей Дрейден) режиссер пытается отыскать место России в мире (то, чем занимались славянофилы и западники). Но так и не находит ни этого самого места, ни ответа на вопрос, что будет дальше.
Зато узнают ответ герои фильма Алексея Федорченко «Овсянки». Ковчег малочисленного народа мери, растворившегося среди россиян, затонул. Ведь народ существует, пока помнит свой язык и традиции, - уверил зрителей голос главного героя Аиста (Игорь Сергеев). Традиции мери описываются в картине через флешбэки. Возврат к прошлому позволяет создать представление об ушедшей мифологии, собирательном образе полузабытых языческих ритуалов. Носители этого знания, считающие себя мери, живут на Волге. Например, герои «Овсянок» - в городе Неи, который находится на железнодорожной линии Вологда-Вятка. Вероятно, поэтому фильм должен быть близок местным жителям, и в подтверждение этого - обилие зрителей всех возрастов на сеансе после десяти часов вечера.
«Овсянки» - это притча о корнях и традициях, о вере и смерти. Особая мифология создает ощущение ирреальности, но все в кадре – от древка лопаты до птичек-овсянок – очень реалистично.
На VOICES вся российская программа такая: бытописание с элементами выдумки. Это объединяет и «Гоп-стоп» Павла Бардина, и «Зону турбулентности» Евгении Тирдатовой, и «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева. До конца фестиваля будет показано еще много отечественных фильмов – от «Громозеки » Владимира Котта до «Шапито-шоу» Сергея Лобана, - и, скорее всего, зрители поддержат отечественного производителя. В отличие от ситуации с российским кинопрокатом.