Последний полнометражный фильм Джона Лэндиса вышел в 1998 году, а потом режиссер картины «Братья Блюз» и клипа на песню Майкла Джексона «Триллер» работал над короткометражками и сериалами. Вновь взялся за большое кино Лэндис только в 2010 году (российская премьера состоялась почти на год позже остального мира). Обычно возвращение из смежной области (короткого метра и телевидения) вызывает опасения. И они вполне оправданы, ведь съемки большого кино несколько отличаются от клипмейкерства или создания фильмов для ТВ.
«Руки-ноги за любовь» - лента в редком нынче жанре черная комедия. Это стилизованная под старину, точнее под 19 век, история об убийствах в Шотландии. Основана она на реальных событиях, потому авторов картины легко критиковать за исторические несоответствия. Ляпов в «Руки-ноги за любовь» немало, а сам сюжет не так уникален, чтобы привязаться именно к Шотландии девятнадцатого века. Он, скорее, повод снять костюмированную комедию в старинных городах Туманного Альбиона. Для создания атмосферы за время съемок Лэндис объездил немало закоулков в стиле ретро.
Два жителя тогдашнего Эдинбурга - Бёрк (Саймон Пегг) и Хэйр (Энди Серкис) – зарабатывают на жизнь, сдавая комнаты в аренду, а в свободное время – пытаются еще и обманом нажиться на доверчивых шотландских гражданах. Так бы и выдавали закоренелые жулики плесневелый сыр за целебный мох, но однажды у лектора медицинского колледжа возникла острая необходимость в мертвецах. За удовлетворение своей потребности Роберт Нокс (Томас Уилкинсон) готов заплатить неплохие деньги. А виноваты во всем законы, которые лишили Нокса необходимых для практики трупов. У Бёрка и Хэйра по чистой случайности оказался на руках мертвый горожанин – тут-то работа и закипела.
Следить за бизнесом главных героев – удовольствие не для слабонервных. Комедия действительно черная, местами кровавая и рассчитанная на сильных духом. Однако у фильма есть предпосылки, чтобы стать культовым (как, например, комедия «Зомби по имени Шон» с Саймоном Пеггом, где вместо Энди Серкиса играет Ник Фрост). Обилие второстепенных и даже третьестепенных персонажей, несколько сюжетных линий, удивляющих парой внезапных поворотов. Развитие событий стимулируется новыми героями, которые могут пробыть на экране менее минуты. Режиссер Джон Лэндис с мальчишеской беззаботностью наполняет фильм эпизодическими персонажами, а потом безжалостно с ними расправляется.
Про такие ленты говорят, что они ищут своего зрителя, - своеобразный английский юмор, полуприкрытый эротизм, гиперболизированное насилие. Увечья и расчлененку создатели демонстрируют с каким-то особенным удовольствием. Получается, Джон Лэндис снял, в хорошем смысле, - мечту подростка. Фильм, который ничем не обременен, - действие ради действия, где лучше двух харизматичных жуликов может быть только два десятка нечистых на руку героев. Со временем сюжет приходится расчищать от ненужных персонажей (жителей Эдинбурга), но вскоре убийства уходят в тень, и на переднем плане в этом водовороте абсурда оказывается любовная линия.
Элемент ромкома возникает в фильме так же неожиданно, как до этого лента превратилась из комедии положений в карнавальный триллер. Жанровая нестабильность, огромное количество героев и то медленно плетущийся, то мчащийся галопом сюжет превращают «Руки-ноги за любовь» в смесь кабаре и аттракциона. Впечатление от этой пещеры ужасов с кривыми зеркалами остается противоречивое – фильм хочет казаться то страшным, то смешным, но не может до конца определиться. И в результате распадается на мозаику, которую трудно собрать воедино. Тут бессильно даже актерское обаяние Саймона Пегга и Энди Серкиса – пожалуй, лучших кандидатов на эти роли.