В минувшую субботу в Сочи прошла церемония закрытия 22-го Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», в ходе которой были объявлены победители. Решение жюри под председательством Александра Миндадзе многих удивило.
По правде сказать, расклад награжденных на сочинском киносмотре-2011 обескураживает лишь на первый взгляд. А присмотришься, и кажется если не оправданным, то уж точно сколь-нибудь логичным.
Лучшим фильмом стала картина «Безразличие» Олега Флянгольца. Тут история любовных отношений подается как полифонический рассказ не только о любви, но и об индивидуальном чувстве времени. Фильм был снят еще 20 лет назад, сейчас переработан, дополнен и окончательно смонтирован. Анимационные вставки, черно-белая стилистика, куски, становящиеся почти видеоартом. Плюс поэтапная смена повествовательных регистров: проживаемый город из прошлого показан глазами пса Тузика, девушки, парня, другого парня и т.д. Смешение эстетических пластов: визуальное обращается сразу к 1950-м, 1960-м и 1970-м, а звуковое остается в нашем настоящем. Все служит рождению множественных смыслов, чтобы после просмотра возникло и укоренилось желание проникнуть в природу этой смеси и объяснить себе причину.
За режиссуру наградили Бакура Бакурадзе. И не поспоришь. Его «Охотник» – самый ровно сделанный из всех конкурсантов. Через сдержанное повествование показана участь, уготованная человеку в современном мире. Единственное, в чем можно упрекнуть режиссера, – его исполнитель главной роли Михаил Барскович, непрофессиональный актер, все-таки фильм на себе не вытягивает. Не хватает ему внутреннего запала, чтобы подстегнуть действие. Зато его партнерша по фильму – Татьяна Шаповалова, тоже не профессиональный исполнитель, со своей художественной задачей справляется куда лучше. Лицо ее героини-зэчки, как промокашка, хранит следы пережитого. Шаповалову признали лучшей актрисой.
Приз за лучшую мужскую роль получил Константин Юшкевич («Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова). Однако выдающимся его исполнение можно назвать только на фоне нынешних конкурсантов. По той же причине, из-за отсутствия сильных, награда имени Григория Горина за лучший сценарий досталась Виктору Шамирову, Гоше Куценко и Константину Юшкевичу («Упражнения в прекрасном»). Хотя сценарий и в самом деле примечательный. И даже иронично-смешной, когда пускается в описание закулисной жизни одной антрепризной группы. Только убедительнее он смотрится как пьеса на театральных подмостках, а не как фильм на киноэкране.
Лучшим дебютом назвали «Бабло» Константина Буслова. Что и говорить, картина зрелищная. Такая средней руки криминальная комедия, главное достоинство которой в том, что она старается держаться жанра – и среди других конкурсных дебютов выглядит относительно гладко, держит ритм, подбрасывает незатейливых диалогов, чтобы сорваться в гогот. Можно не сомневаться, она уж точно найдет своего зрителя, и для этого вовсе не обязательно ее участие в «Кинотавре».
Лучшую операторскую работу разглядели в «Портрете в сумерках» Ангелины Никоновой. Фильм центральную героиню, красивую женщину (Ольга Дыховичная), выводит за грань ее привычно респектабельной жизни и знакомит с изнаночной реальностью. В историю верится не особо, слишком много нестыковок. Да и актриса сводит игру лишь к демонстрации своей природной прелести. Однако сняли ее любовно и эмоционально, за что, собственно, и остается хвалить операторов Ибена Булла и Эдуарда Ильина.
Спецдиплом жюри получила актриса Оксана Фандера за роль в «Огнях притона» у Александра Гордона с очень точной формулировкой «за неповторимое сочетание красоты и таланта». Больше, наверное, за первое. Второго не видно. Его напрочь закрывает отутюженная аляповатость фильма, где персонажи ходят, как в кукольном домике.
Осталось сказать, что сама затея повторить в конкурсе «Кинотавра» нечто похожее на Каннский фестиваль, но в локальном масштабе, в общем-то, провалилась. В этом году организаторы старались собрать в Сочи зрелищные, мейнстримные картины. Провалилась отчасти потому, что обращенное к массовому зрителю кино по качеству очень разнится. У нас оно действительно носит выраженный местный характер, отражая кризисное состояние отрасли и далеко не дотягивая до арт-мейнстрима, на который нацелены Канны. Если быть оптимистом, то впору сказать, что это – метка времени и через сколько-то лет в русский кинематограф вернется то, что принято называть мастерством. Ведь при трезвом размышлении мастерство, оно не менее важно, чем талант, и предмет искусства, чтобы стать таковым, как правило, предполагает наличие обоих. А пессимистом быть не хочется.
Сочи–Москва