Афиша кинопремьеры.
На прошлой неделе сообщения о новом фильме финского режиссера Ренни Харлина про грузино-осетинский конфликт наводнили Рунет. Новостной портал inosmi.ru сообщает, например, что название ленты лидирует в поисковой системе Google по количеству запросов, причем самые заинтересованные пользователи – из России.
В связи с намеченной на 5 июня тбилисской премьерой фильма Ренни Харлина «Пять дней августа» Рунет гудит. Блоги и информационные сайты тиражируют сообщения о голливудской киноленте про грузино-осетинский конфликт и о премьере в Тбилиси, куда приезжают исполнители главных ролей – Энди Гарсия, играющий Михаила Саакашвили, Вэл Килмер и Руперт Френд. Сюда же приезжает Шарон Стоун.
Финн Ренни Харлин – сам по себе персоналия весьма интересная. Редко когда представители небольших кинематографий выбиваются в большой Голливуд, снискав доверие студий и получая денежные мандаты на съемки масштабных блокбастеров. На его счету «Крепкий орешек-2», «Скалолаз», «Долгий поцелуй на ночь». Со своей новой работой, фильмом «Пять дней августа», режиссер второй год подряд ездит в Канны на кинорынок и приговаривает, что на сей раз он несколько отвлекается от принципов крайне динамичного кинематографа и не ставит все на быструю развертку действия. Картина меняет названия. Сначала была «Грузия». Потом «Кровавый август». В национальном прокате к августу добавятся пять дней, а прилагательное «кровавый» уйдет. На английском название прояснит ситуацию и выдаст «Пять дней войны». На французском тоже не ходят вокруг да около – «Состояние войны». Войны короткой, между Грузией и Южной Осетией в 2008 году. Режиссер про Осетию не говорит, он берет шире, воспроизводя в фильме обращение Саакашвили о нападении России на Грузию. На вечеринке в Каннах Харлин, представляя свой фильм, постоянно твердил, что позиция у него неполитическая, что фильм в целом антивоенный. Что война, о которой речь, – беда не одной нации, а обеих участвующих. И не хочется думать, что Ренни кривит душой. Тогда эту его беспристрастность и антивоенность следует, видимо, искать в фильме. А тот рассказан от лица американского журналиста, который находится в Грузии (почему не в Осетии?) и якобы является свидетелем того, что здесь происходит. Он с неподдельным ужасом смотрит, как рвутся снаряды, как страдает мирное население от иноземных агрессоров. На некоторых англо- и франкоязычных сайтах синопсис фильма подается без обиняков – мол, тут рассказана правда о русских бесчинствах.
Что касается отхода от привычного экшн-ракурса, это все-таки некоторое лукавство. От блокбастерских отметин в фильме не отмахнешься. Военное с эпическим размахом кинополотно, бывает, собирает в отдельных сценах по 50 танков, восемь вертолетов, три реактивных самолета, по нескольку тысяч человек. Заявленная сумма бюджета равна 32 млн. долл., слухи взвинчивают ее до 50 и говорят, что значительная часть поступила от правительства Грузии, однако официальные власти своего долевого участия не подтверждают. В это можно поверить, в отношении же идеологической начинки в такую воздержанность поверить труднее, все-таки среди продюсеров картины значатся госминистр по вопросам диаспор Грузии Папуна (Мирза) Давитая и один из ведущих грузинских промышленников и депутат Коба Накопия.
По словам Харлина, фильм будет продаваться в 50 странах, прокат в США намечен на конец июня, лента закуплена для показа на территории Франции, Германии и Великобритании. www.amazon.co.uk предлагает купить DVD за 8 фунтов начиная с 13 июня. В российских прокатных планах «Пять дней августа» не значится.