В 1960 году режиссер Ким Ки-Ён снял фильм «Служанка» («Горничная»), ставший культовым у него на родине – в Южной Корее. Этот сюжет очень приглянулся автору, поэтому он не раз снимал вариации на тему под одним и тем же названием - «Женщина в огне». Судьба Ким Ки-Ёна трагична: он умер во время пожара в собственном доме. Причина возгорания - короткое замыкание.
Спустя без малого пятьдесят лет другой корейский режиссер – Им Сан Су – решил переснять картину. В его трактовке «Служанки» нет практически ничего общего с культовым фильмом шестидесятых. Позаимствована сюжетная канва, но вместо учителя у Сан Су – богач, избалованный, не знающий слова «нет». Его жена, вряд ли знакомая с трудом дама, никогда не сидела за швейной машинкой, как героиня фильма 1960 года. А дочь хозяина дома – тихая и умная девочка, в которую новая служанка Ын-И тут же влюбляется. Оригинал и ремейк – это две большие разницы. Сохраняется лишь главный конфликт – между мужчиной и женщиной. Из него потом возникает столкновение интересов всех героев картины.
В фильме «Служанка» традиционный кинематограф Республики Корея адаптируется для западного зрителя. Им Сан Су не отступает от традиции – на экране показана обычная семья, в которой мужчина – всему голова. Он с детства избалован вниманием, успешен в бизнесе, в семейной жизни, а по утрам любит поиграть Бетховена. Другое напоминание о том, что «Служанка» восточный фильм - мрачный, с налетом мистики финал. В остальном – это напряженная психологическая драма, снятая по классическим канонам. Конфликт назревает, незаметно происходит, но раскрывается во всей красе лишь в конце фильма. Актеры сдержанны в эмоциях, но при этом театрально выразительны. Внутренний конфликт в корейских лентах давно отвоевал позиции у чрезмерной чувственности, характерной для работ самого известного режиссера Востока – Акиры Куросавы. В отличие от лент классика нет в «Служанке» и притчеватости. Отсутствуют кадры, в которых образ строится по аналогии с иероглифами корейского алфавита, - визуальная часть фильма понятна не только носителям языка. Режиссер ограничился характерным для западного кинематографа построением внутрикадровой композиции. Так противопоставлять участников конфликта на экране очень любили европейские режиссеры середины двадцатого века.
В отличие от формы, конфликты в «Служанке» традиционные восточные. Большую роль играет семья и понятие чести. По-прежнему цена человеческой жизни незначительна, поэтому Ын-И становится практически рабыней в хозяйском доме. Она работает целый день и под вечер валится на кровать не в силах даже раздеться. Однако это не мешает хозяину дома переспать со своей новой служанкой, а той – забеременеть. Неизвестно, как развивались бы события фильма у западного режиссера, а вот в Республике Корея мужчина, кормилец и глава семьи - непогрешим. Поэтому вся вина ложится на бедную Ын-И. В декорациях двадцать первого века разыгрывается история близкая временам феодальной раздробленности. Как тут не вспомнить культовые фильмы Акиры Куросавы?
Однако Им Сан Су смотрит в сторону Европы и США. Он создал в фильме атмосферу, близкую по духу «Сиянию» Стэнли Кубрика. Не цитируя картину классика, корейский режиссер использует схожие образы. Лестница и холл. Короткостриженная, взрослая не по годам девочка. Оставленные на ночь приоткрытыми раздвижные двери. Просвет между ними напоминает дыру, которую прорубил топором Джек Николсон в «Сиянии». И главное – психологическое насилие. Со временем оно становится физическим. Напряжение, растущее среди персонажей, доводит их до относительного или полного безумия. Поэтому эффект от финала напоминает лоботомию. У «Служанки» удивительно мощная развязка, испорченная концовкой. Катарсис должен наступать сразу с финальными титрами, но этого не происходит. Зритель успевает перевести дыхание на последних минутах. Выход эмоций задерживается после финала. Он происходит через какое-то время после того, как покинут зал.