Датскому режиссеру Сусанне Бир можно писать руководство «Как получить «Оскар» за лучший иностранный фильм». За последние пять лет она один раз стала номинантом и один раз – лауреатом престижной премии. В этом году она и ее картина «Месть»– европейские триумфаторы «Оскара».
С первых кадров датско-шведской ленты трудно не восхититься природными красотами Африки, а потом и Дании. Однако создатели фильма пользовались не только природными дарами, источниками их вдохновения также послужили и пара десятков кинолент. Из тех, что выиграли престижные награды. Почему? Киноакадемиков волнуют одни и те же темы, поэтому, видимо, существует негласное правило – снимай про это, не ошибешься. «Месть» собрала беспроигрышную коллекцию проблем, практически пять тузов из колоды.
По сюжету, в тихой-мирной Дании живут два мальчика – Элиас и Кристиан. Первого постоянно задирают в школе, второй только переехал из Лондона. Из всех учащихся обычной датской школы только гордого и независимого Кристиана задели те издевательства, которые приходится терпеть Элиасу. Он помогает мальчику отомстить главному обидчику. Затем в картине появляется Антон (Микаэль Персбрандт) – отец Элиаса, долгое время работавший доктором в Африке. Он-то и пытается научить детей, что своих проблем насилием решить нельзя, что месть приводит к печальным последствиям.
С самого начала понимаешь, что «Месть» - ребенок эстонской картины «Класс» и более известной ленты «Преданный садовник». От первого фильма датскому достался драматический накал, от второго – трогательная помощь передовых демократических стран материку третьего мира. Лента Сусанне Бир грамотно играет на всем, что может тронуть зрителя: смерть, семейные ссоры, подростковые проблемы, предательство, оскорбление близких┘ В столь «диких условиях» месть превращается в главный двигатель фильма. Все хрестоматийные случаи «ответных ударов» показаны в картине отлично. Охотники становятся жертвами, потом правосудие настигает мстителей. Обилие связей между персонажами, переплетение их историй, лаконичные диалоги и спокойное, безэмоциональное развитие сюжета должны бы нагнетать напряжение, но получается слишком затянуто, нравоучительно, слишком созерцательно. Красота ради красоты, которая идет наперекор конфликту, задвигая, заслоняя его собой. В то же время режиссер, подстраховываясь, наращивает масштаб и вплетает коллизию почти политического свойства, чтобы еще и присвоить одному из центральных героев роль арбитра и одновременно чуть ли не мессии – локального значения.
Так и выходит из «Мести» идеальный трафарет для желающих получить «Оскар».