Режиссер Джо Райт увлекается путешествиями по разным жанрам. Он то снимет историческую военную драму по мотивам романа Иэна Макьюэна «Искупление», то музыкальную биографию «Солист», теперь – шпионский триллер «Ханна. Совершенное оружие».
Джо Райт, человек по кинематографическим (и не только) меркам молодой, 39-ти лет, по-юношески дерзок. В нем угадывается стремление, которым грешит юность, - смешать все воедино и высказаться как можно полнее, ничего не отпуская и не упуская. Верно, потому в новой его работе «Ханна. Совершенное оружие» мы получаем больше, чем просто шпионский боевик.
Не в ущерб шпионскому. Погони, перестрелки, санкционированные государством биологические эксперименты над людьми, хорошо подготовленные и опасные спецагенты – все есть и представлено в полноте, заданной жанровыми законами. Шпионское оформляется в фильме изобретательно – настолько, что иногда, например, приходится себе говорить: происходящее на экране не есть хорошо сделанный музыкальный видеоклип на музыку «The Chemical Brothers».
Нравиться Райту путать зрителя. Заставлять время от времени сворачивать с намеченного пути и гадать, почему вдруг возникла в фильме история про русскую собаку-космонавтку Лайку или красочная книга Братьев Гримм, имеют ли отношение к нашему сюжету тамошние сказки. Наверное, имеют. Если чуть-чуть переиначить классические приключения Гензеля и Гретель, оставить одну только девочку и назвать героиню Ханной (Сирша Ронан). С той только разницей, что ее не бросают одну в лесу. Да она и не потерялась бы, сызмалу девочка воспитывалась здесь, в тишине северных лесов Финляндии, вдали от благ человеческой цивилизации. Теперь ее выводят в мир людей, где рыщет ведьма – агент ЦРУ Марисса Виглер (Кейт Бланшетт) – рыщет в поисках Ханны. Потому что девочка, как и сказано в русском названии, – совершенное оружие.
Так вот Райт регулярно нас от этой погони отвлекает, и заурядный триллер про человека-машину-для-убийства вырастает в историю о познании мира, очаровании, разочаровании им же, несколько раздвигая узковатые жанровые границы. Качественный рост, надо сказать, вызван не теми слишком прямолинейными и чрезмерно красивыми, метафорически насыщенными образами, которые на протяжении всего фильма с необыкновенной любовью конструируют Джо Райт и его оператор Альвин Кюхлер. Хотя тут есть чем засмотреться – смерть и жизнь, вытоптанные на девственно чистом снегу или увлеченные в круговерть карусели. Насыщенность такими метафорами, наоборот, в какой-то момент даже начинает мешать фильму, и на режиссера уже готовишься посмотреть, как на наивного коллекционера символов.
Однако у коллекционера есть в рукаве один неоспоримый козырь, который с самого начала пускается в дело. Исполнительница главной роли – Сирша Ронан. Хрупкая девочка с прозрачно-голубыми глазами и длинными вьющимися волосами. Возрожденческий типаж, волей не понятно какого анахронизма оказавшийся в нашем времени. Малышка Ронан в два счета переигрывает матерую Бланшетт (которая почему-то нисколько не сопротивляется карикатурности своего персонажа), заставляя верить Райту и фильму.
На фильм, между тем, интересно посмотреть и с другой стороны, поставив его в один ряд со «Вкусом ночи» Денниса Ганзеля и «Неизвестным» Жауме Коллет-Серра. Все три ленты сходятся в одном городе – Берлине, переворачивают цивилизованный европейский мегаполис вверх дном в пылу погони и стрельбы. Полиция же неизменно находится где-то рядом, то вовсе не доезжая до места преступления, то хронически опаздывая.