Джулианна Мур в очередной раз заигрывает с мистикой.
Кадр из фильма
Два шведских режиссера – Манс Мурлинд и Бьёрн Стейн – сняли картину в жанре «мистический триллер». Затея обязывающая, особенно после таких фильмов, как «Семь» Дэвида Финчера. У американца был звездный актерский состав (Бред Питт, Морган Фримен, Кевин Спейси) и хороший для триллера сюжет с отсылками к мировой литературе. Однако шведов смутить не так просто. У них на главных ролях – Джулианна Мур и Джонатан Риз Мейерс. С сюжетом дела обстоят несколько хуже.
Психолог Кара Хардинг (Джулианна Мур) считает, что разговоры о раздвоении личности – результат пагубного влияния дурных голливудских фильмов. Ее отец (Джеффри ДеМунн) тоже психолог. Когда он сталкивается с удивительным пациентом Дэвидом (Джонатан Риз Мейерс), то решает показать его дочери. Кара встречается с больным. Оказывается, у инвалида-колясочника имеется вторая личина, некий Альфред. Он спокойно передвигается на своих двоих и изрядно агрессивен. После первого осмотра загадка Дэвида-Альфреда не дает героине Мур покоя. Она начинает придумывать версии, подгонять «симптомы» под знания в области психологии.
Рабочие будни психологов расцвечены семейными неурядицами. Кара пытается доказать отцу, что его методы работы (фактически жизнь) ошибочны. Для нее – это идефикс и повод для непонятного соревнования с немолодым папашей. Такова затравка для фильма, который постепенно развивается в антиатеистический хоррор.
«Убежище» начинается вполне внятно. Даже можно подумать, что на экране – драма с уклоном в саспенс. Однако, когда в кадре появляется герой Джонатана Риза Мейерса, ситуация резко ухудшается. Расцветает мистика, и со временем ее становится все больше и больше. Как водится у мистических триллеров, в конце градус фантазии взлетает к отметке «ахинея». И герой очередного ужастика снова едет в опасные города только в одиночку и только ночью. И неприятности притягивают его, как магнитом. В «Убежище» роль такого героя отведена Джулианне Мур. Она колесит на машине по американской глубинке, бродит по заброшенным домам и довольно легко вступает в контакт с малосимпатичными, явно нездоровыми людьми. Эта тяга к проблемным контактам помогает ей в общении с героем Мейерса. Вернее, с героями. Актер исполнил сразу несколько ролей и вполне с этим справился. Пожалуй, справился даже слишком хорошо для незамысловатого триллера, переполненного штампами. В «Убежище» удачный кастинг – атмосферу создают не музыка, не монтажные трюки с резким появлением человека в кадре, а лица героев. Все типажи на месте. Актеры удачно вписываются в визуальное решение фильма. Если уж и ругать, то сценарий, на уровне изображения «Убежище» выглядит куда лучше.
Тут есть красивые кадры. Они выстроены со свойственной триллерам фантазией. Самый яркий образ в картине – развешенные на веревках внутри сарая нотные листы. Когда они шелестят, а Кара Хардинг в поисках неприятностей продирается в глубь сарая, возникает нешуточное напряжение. Впрочем, таких моментов «Убежищу» не хватает. А жаль, в них-то нет банальных уловок, которыми обычно пугают задремавшего зрителя. Да и вообще в фильме плохо с запалом, он больше походит на костер, который никак не разгорится.
С чем ему повезло, так это с переводом названия: «Убежище» очень точно передает замысел картины. К тому же картина такая же незамысловатая, как ее русское название.