0
1325
Газета Кино Интернет-версия

04.03.2011 00:00:00

Подсмотренная легкость бытия

Тэги: анджей вайда, режиссер


анджей вайда, режиссер Академик Вайда.
Фото Reuters

Вайда все время с нами: показывают его фильмы, в театре «Современник» уже семь лет играют «Бесов» в его постановке, а в Новом драматическом по его идее режиссер Вячеслав Долгачев поставил спектакль-импровизацию по «Идиоту».

Вайду часто, легко и невдумчиво обозначают режиссером политического кинематографа. Отчего бы и нет? Для того все необходимые предпосылки имеются. В особенности если говорить об определяющем жизненном опыте. Отец, офицер польской конной артиллерии, попал в 1939 году в советский плен, его расстреляли. С первого же фильма, «Поколение» (1954), Вайда привносит свою рефлексию по поводу политико-социальных оттенков справедливости в плоскость кино. И это то, от чего он не отказывается и сейчас, продолжая снимать фильмы с четкой идейной подложкой («Катынь», 2007).

Однако, как всякий мудрец от кино, коих, заметим, немного, он с политической подоплекой обращается осторожно. Потихоньку выруливая туда между острыми диалогами – они иногда заполняют фильм до отказа, но говорят не впустую. Мимоходом заостряясь и на изобразительном качестве кадра. Явно испытывая необычайную страсть к пространной перспективе, которая готова вести зрителя то по длинным коридорам и залам, то по городу с непременным посещением его потаенных закоулков. Тут явно видно художественное образование Вайды, его тяготение к композиционной осторожности, к нарочитому равновесию. И к стилистической точности: он в одном фильме может органично сочетать элементы театрального преувеличения (в сценах смерти), копировать куски из голливудских авантюрных историй, делать польских девушек похожими на американских и итальянских див и одновременно оставаться на позиции романтика, который любит простую поэтику бытовых ситуаций.

Манеру Вайды сейчас называют академичной. Иногда обвиняют, что чересчур. Говорят, скучно. Вместе с тем этой вот «скучности» подчас так не хватает в современном кинематографе, где, например, забывают четко выстроить позицию кинозрителя. А вот Вайда о ней помнит, и его зритель оказывается наблюдателем. Он смотрит на происходящее, подсматривая, но не из зала, а из укромного места, запрятанного где-то там, в игровом пространстве экрана. Взвешивая всю потаенную тяжесть той легкости, с которой, кажется, герои польского кинематографиста проживают свою киножизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
439
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
551
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
460
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
380

Другие новости