0
1317
Газета Кино Интернет-версия

03.03.2011 00:00:00

Инвентаризация времени

Тэги: москва, гараж, премьера, часы, время, эксперимент


москва, гараж, премьера, часы, время, эксперимент Все часы в одних «Часах».
Фото с официального сайта ЦСК «Гараж»

Уже больше 140 часов в Москве, в центре современной культуры «Гараж», крутят всемирно известный видеопроект американского художника и композитора Кристиана Марклея «Часы» – эксперимент по насильственному скрещиванию времени и пространства на киноэкране. Работа демонстрируется в России в первый раз.

Представьте себе. Вы явно опоздали, осторожно пробираетесь сквозь темноту кинозала, видите мерцающий экран, на котором уже вовсю идет фильм, падаете на уютный диванчик – в предвкушении того забвения, того временного отказа от вашей реальности, что обычно сулит поход в кино. И присматриваетесь к происходящему на экране.

Там тут же обозначается время. Мы видим часы – настенные, наручные, башенные, по большей части вписанные в круглый циферблат, где время отмеряется по законам арабской или римской цифири. Время обозначено, и ты понимаешь, что нужно бы насторожиться. Зачем-то это дано. Значит, точно опоздал, и до твоего прихода экран успел вместить событие, которое уже осталось в кинопрошлом героя, потому он с таким вниманием сейчас глядит на часы.

Насаждать временные метки в кино отваживается далеко не каждый. Показывать время – все равно что торопить, настораживать, подгонять. Уводить фильм либо в жанровое поле с выраженной потребностью нагнетать атмосферу, либо, как это делает гонконгский режиссер Вонг Кар Вай, превращать любовь к часам в свой отличительный знак. Фильм Кристиана Марклея, а это все-таки фильм, что бы там ни говорили, сплошь состоит из меток времени. Он – огромнейший киномузей часов, 24-часовой коллаж, который коллекционирует и с помощью искусного монтажа соединяет, буквально вплавляя друг в друга, тысячу с лишним кадров из разных фильмов, кадров, где есть визуальная фиксация времени.

Герои разных эпох заперты в пространстве единой ленты. В одном фильме дверь открывается, а закрывается в другом, движение подхватывается, не прерываясь на стыке подогнанных кусков. То же самое со звуком. Сначала сидишь и не можешь понять, что же такое происходит, понимаешь только, что имеешь дело с коллажированием, и начинаешь угадывать. Оказываешься то в пространстве Бергмана, то у Феллини, у Ханеке, путешествуешь по разным другим фильмам, уже современным, вроде бы менее обязательным, иногда французским, иногда испанским, в основном англоязычным. С первым же упоминанием времени, естественно, возникает желание продраться через черно-бело-цветную разобщенность сюжета, отследить линии, посчитать основных героев. Через минут сорок (хотя, наверное, показатель индивидуален) желание уходит. На его место заступает волнение, напряжение, как в триллерах у Хичкока. Куски, вырезанные из одного фильма, уже ему не принадлежат, персонажи вконец разбредаются... На протяжении минуты разными способами нам многократно указывают на время, и в следующую минуту – тоже. Бросаешь взгляд на свои часы. Возникает пробуксовка сознания: часы встраиваются в фильм, показывая то же время и грубо впихивая тебя в пространство, которое выплескивается с киноэкрана. Однако забавная штука – чем больше расползается это пространство во времени – час, два, три, – тем более искусственными кажутся его беспрестанно множащиеся временные метки. Коллаж вытягивает параллелями время и пространство, закрепляя право объективного существования за последним. Насмехаясь над страстью человека смотреть на часы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1623
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1352
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1729
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1683

Другие новости