0
1619
Газета Кино Интернет-версия

17.02.2011 00:00:00

Человек под гнетом социума

Тэги: берлин, кино, фестиваль, человек, общество


берлин, кино, фестиваль, человек, общество Рэйф Файнс в Берлине сказал о своем.
Фото Reuters

В основной конкурсной программе на кинофестивале в столице Германии что ни фильм, так обязательно либо с социальной, либо с политической подоплекой. Только степень откровенной спекулятивности разнится – в прямой корреляции с талантом кинематографиста.

Так Рэйф Файнс в своем режиссерском дебюте «Кориолан» наслаждается Шекспиром – одной из самых сложных и, в общем-то, малоизвестных у нас трагедий. Сюжет рассказывает про бравого римского генерала, примерного вояку, слишком гордого, чтобы просить у народа своего избрания консулом. Понятно, что народные массы гордецов не жалуют и этого отправляют восвояси из города. Он объединяется с противниками и идет на Рим войной.

Файнс, естественно, не оставляет Шекспира в чистом виде. При помощи сценариста Джона Лагана («Гладиатор») он выкручивает время, оставляя языковую часть нетронутой. И языком Шекспира в современном нам Белграде начинает говорить властолюбивый военачальник с выраженными задатками диктатора (Файнс). Далее на стыке переработанной литературы и кино все развивается, как и заложено в трагедии. Все очень ложится на наши времена – и голодающие граждане, и продажные политиканы. А Файнс, показывая «универсалии», с упоением и благоговением декламирует шекспировские строки. И, несмотря на излишнюю театрализацию манеры, его игрой по-прежнему увлекаешься, именно она выводит фильм (в режиссерском отношении довольно нескладный) на нужный уровень восприятия. На наши времена не ложится лишь классическая концовка, где Кориолан решает не воевать с Римом, поддавшись увещеваниям матери (Ванесса Рэдгрейв), обращая анахронизм в тонкую иронию.

По-своему дает человека в обществе Александр Миндадзе. Фильм «В субботу» рисует хорошо знакомого героя – маленького человека, мелкого чиновника, только-только начавшего свое движение по партийной лестнице – и ставит его в необычные обстоятельства. Помещает в самую сердцевину катастрофы. На дворе 26 апреля 1986 года. Чернобыль. Настает суббота. Валерий знает – «рванул реактор». Начинается обратный отсчет – падение в смерть. От нее хочется сбежать. А не сбежав, хочется забыть, потому что суббота, свадьбы, гулянки, еще никто не знает, жизнь не сбита с толку, пока можно жить. Проводя зрителя через фильм, Миндадзе пристально рассматривает человеческие реакции, выписывает замечательную картину русской катастрофы, не забыв рассказать о сложных отношениях русского человека с ответственностью, когда начальник настолько боится санкций сверху, что готов закрывать глаза на очевидное. «В субботу» становится по-настоящему жутко, и эту жуть во многом отмечает камера оператора Олега Муту («Смерть господина Лазареску», «Счастье мое»), она догоняет героя, обгоняет его, плавится от радиации, размывая окрест. В руках Миндадзе неожиданно преображается исполнитель главной роли Антон Шагин («Стиляги»), за полтора часа экранного времени выдающий сложную динамику эмоций. В фильме иногда случаются долготы, и тогда есть риск высвободиться из гипнотического плена. Хотя эти пробуксовки – что-то вроде радиоактивного зависания в отравленных мозгах главного героя.

Другой образчик социального кино – французская комедия Филиппа Ле Ге «Женщины с седьмого этажа», где одну из главных ролей играет любимица Альмодовара Кармен Маура, а в главной мужской роли уверенно держится Фабрис Лукини. Тут тоже не обходится без критики общества, но зато средства берутся не трагедийные. Представьте, 1960-е годы, Париж наводнили испанки в поисках работы. Работящие и неприхотливые, они нанимаются служанками к богатым французам, живут тут же – в доме, на последнем этаже: бытовые условия, как в самом непотребном российском общежитии. Однажды один богатый финансист нанимает к себе молодую испанку. И, приглядываясь, постепенно разочаровывается в своей холеной жене (Сандрин Киберлен). Фильм буквально нашпигован разными стереотипами французов об испанках, однако критика социально закрепленной сегрегации при этом получается вполне зубастая, а карикатурность характеров у Ле Ге вырастает в действенный художественный прием, который позволяет построить уйму смешных ситуаций. Ну а вне конкурса показали, видимо, чтобы чуть-чуть зрителей расслабить, но без ущерба для общей конкурсной серьезности.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1165
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
934
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
907
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1146

Другие новости