Толпы жаждущих уже осаждают фестивальный центр.
Фото Reuters
Около 400 фильмов, большая часть которых показывается в Европе в первый раз, – в афише Берлинале. Сегодня фестиваль открывается в 61-й раз.
Международный фестиваль открывается американским фильмом – одним из фаворитов нынешней оскаровской гонки – вестерном братьев Коэнов «Железная хватка», который в этот же день выходит на российские киноэкраны. Видимо, и название, и возвращение братьев-режиссеров к подзабытому жанру должно послужить каким-то символическим парафразом всего киносмотра. По сложившейся традиции из 17 основных конкурсантов добрая половина – неевропейцы: геополитический замысел фестиваля по-прежнему выходит за границы Старого Света. Свои фильмы представляет Иран и Турция, Израиль, Аргентина и Южная Корея, четыре ленты в конкурсе из США.
После громкой прошлогодней победы «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского фестиваль не может игнорировать и российское кино. Один наш фильм вошел в основную конкурсную программу – это драматическая лента Александра Миндадзе «В субботу», ее действие возвращает зрителя в дни чернобыльской катастрофы. Другой фильм, участник второй по значению программы «Панорама», которая делает акцент на независимом и артхаусном кино, – «Мишень» Александра Зельдовича, чей сценарий режиссер написал вместе с Владимиром Сорокиным – известным любимцем немецких издателей. Есть и третий наш представитель, который вроде бы неприметен, но на самом деле не случаен. Это известный мультипликатор Иван Максимов. Его короткометражка «Приливы и отливы» о причудливой жизни на морском берегу, которая полностью подчинена токам воды. Ленту показывают вне конкурса в специальной секции кино для детства и юношества Generation. Максимов дважды участвовал в основной конкурсной программе «Берлинале»: в 1993 году с мультфильмом «Болеро» и в 1997 году с мультфильмом «Нити».
Вот, кстати, еще одна черта берлинского киносмотра: в той или иной программе обязательно найдешь кого-нибудь, кто тут уже когда-то отметился (и, может, даже уехал на родину не с пустыми руками). Например, венгр Бела Тарр, в 1994 году получивший здесь «медведя» за фильм «Сатанинское танго», сейчас привез в Берлин в качестве основного конкурсанта свою новую ленту «Туринская лошадь» о потрясении, которое пережил Ницше, увидев на площади Турина изможденную лошадь. По словам Тарра, фильм станет его последней работой в кинематографе. Примечательное заявление в преддверии фестиваля.
Впрочем, примечательно не только это. Начать можно с самого основного конкурса, где бросается в глаза явная асимметрия: среди 16 игровых фильмов затесалась единственная анимационная работа «Сказки ночи». Мишель Осело, один из самых ярких ныне действующих мультипликаторов Франции, решил представить здесь импровизированное продолжение своего сделанного в технике театра теней фильма «Принцы и Принцессы». Буквально в последнюю минуту в конкурсную программу решили включить современную киноинтерпретацию Шекспира «Кориолан» – режиссерский дебют актера Рэйфа Файнса. Не обошлось и без скандалов политического свойства, ведь недаром «Берлинале» считается самым политизированным мировым кинофестивалем. Первый был связан с включением в состав жюри иранского кинематографиста Джафара Панахи, которого на родине осудили за «деятельность и пропаганду, направленную против системы», приговорив к шести годам заключения, запретив снимать фильмы и выезжать за рубеж для участия в культурных мероприятиях в течение 20 лет. Состав жюри под председательством итальянской актрисы и режиссера Изабеллы Росселлини между тем не изменился, и кресло Панахи будет пустовать. Второй скандал разыгрался вокруг документального фильма Кирилла Туши «Ходорковский»: в ночь на пятницу в Берлине взломали офис режиссера, копия фильма, премьера которого должна состояться на фестивале в понедельник, 14 февраля, сохранилась, однако дополнительные материалы из компьютеров исчезли.