«У грузинского кинематографа большое будущее!» – заверил гостей, собравшихся на церемонию закрытия XI Тбилисского международного кинофестиваля, председатель жюри конкурса, один из основоположников жанра документальной драмы Желимир Жилник. Под этим знаком, выраженным в прогнозе сербского режиссера, и прошел кинофорум.
Фильмом открытия стала последняя картина Отара Иоселиани «Шантрапа». Это история молодого грузинского кинорежиссера Нико, который не имеет возможности снимать фильмы на родине и поэтому отправляется во Францию, где его творческой свободе мешают уже не партийные идеологи, а продюсеры. Власть денег оказывается не менее страшной, чем всесилие идеологии, о чем, кстати, говорил и Сергей Соловьев на недавнем фестивале российского кино в Тбилиси.
На закрытии опять-таки показали грузинскую лента – известного режиссера, сценариста, композитора Алеко Цабадзе «Рене едет в Голливуд». И героем вновь является киношник – его зовут Рене Дадиани, он преподает операторское искусство в Тбилисском университете театра и кино, снимает на свою маленькую камеру окружающие его реалии. В фильме, как и в сознании Рене, переплетаются действительность и фантазии, и порой ему самому трудно понять, где кончается воображаемый мир и начинается реальность.
Победителем фестиваля стала грузинская картина «Суса» – первая работа молодого кинорежиссера Русудан Пирвели. Вполне оправдав свою фамилию («пирвели» по-грузински – «первый»), она стала обладательницей главной награды – «Золотого Прометея». «Женское» жюри в составе грузинского кинорежиссера Наны Джорджадзе, британской актрисы Мариам Дабо, кинорежиссеров Ханы Махмалбаф (Иран) и Елены Хазановой (Швейцария), возглавляемое Желимиром Жилником, не могло остаться равнодушным к истории мальчика из неблагополучной семьи, вынужденного нелегально торговать на рынке суррогатной водкой, чтобы выжить┘ Маленький Суса так ждал возвращения отца, надеясь, что он освободит его от каторжной работы, кардинальным образом изменит его судьбу. Отец наконец возвращается, но ничего не меняется в жизни ребенка: взрослые не способны обеспечить ему нормальное детство┘ И мальчик в бессилии бьет своими кулачками жестокого и циничного хозяина – современного эксплуататора. Таков горький финал этой драмы.
Дети, вынужденные выживать в жестоком, не знающем сострадания, обществе потребления, – эта тема, видимо, становится модной в современном кинематографе. В конкурсном фильме российского режиссера Андрея Стемпковского «Обратное движение» женщина, оплакивающая сына, без вести пропавшего на войне, волею обстоятельств начинает опекать таджикского мальчика-гастарбайтера, ставшего собственностью рабовладельцев. Сын неожиданно возвращается из горячей точки живой и невредимый, но вскоре погибает, сумев, однако, вырвать несчастного ребенка из рук преступников. Жертвой страшного, равнодушного мира является и девятилетний мальчишка, приехавший вместе с отцом в мегаполис из Средней Азии на поиски матери – фильм «Другое небо» Дмитрия Мамулия, показанный в рамках рубрики «Европейский форум».
Тема отцов и детей интересно раскрыта в картинах «Сынок» Ларисы Садиловой (Россия) и «Тереза, мать котов» Павла Сала (Польша) – этот фильм стал обладателем приза имени Сергея Параджанова. В обоих случаях речь идет о трагическом непонимании между близкими людьми, о роковых ошибках, допущенных взрослыми, – ошибках, приведших к катастрофе. Ужасает история, показанная в фильме «Тереза, мать котов». Сыновья, как говорят, «упущенные» взрослыми, превращаются в безжалостных убийц матери, расправляются с ней с особой жестокостью. Юноша из фильма «Сынок», отнюдь не лишенный внимания со стороны отца – скорее, напротив, чрезмерно им опекаемый, преступления не совершает, но попадает в неприятную историю. И его отношение к заботливому отцу граничит с ненавистью┘ «Сынок, я не сержусь на тебя!» – кричит отец сыну, оказавшемуся за решеткой. Словно речь идет не об убийстве, возможно, совершенном подростком, а о невинном нарушении дисциплины, непослушании ребенка.
Вообще все, кто смотрел фильмы фестиваля, отмечали: современное кино слишком увлечено изображением всякого рода кошмаров, беспредела, утверждает безысходность, отсутствие какого-либо просвета в нашей жизни. Впрочем, наша реальность порой оказывается пострашнее кинострашилок┘
Нашумевшая картина украинского режиссера Сергея Лозницы, не раз отмеченная призами на различных фестивалях, – пример такого «черного», беспросветного кино. В Тбилиси конкурсный фильм «Счастье мое» ничего не получил, но произвел сильное, хотя и неоднозначное впечатление на зрителей. Зло в картине Лозницы тотально и всесильно. Мы видим мир без надежды, веры и любви. Даже вполне нормальный, вменяемый человек становится в этом царстве тьмы безумцем, монстром┘
Важной во все времена является тема войны. Именно на войне человек часто стоит перед нравственным выбором. К военной теме обратился серб Владимир Перисич в фильме «Обычные люди». Действие происходит в период конфликта в бывшей Югославии. Это один день из жизни двадцатидвухлетнего Дрозни. Вместе с другими солдатами его привозят в глухую деревню. Вскоре появляется автобус, наполненный людьми: военные получают приказ их расстрелять┘ Картине В. Перисича вручили «Серебряного Прометея».
Покалечен войной герой российской картины «Обратное движение» – синдром войны проявляется в неприкаянности героя, в его безразличии к окружающему миру┘
Были вручены и неофициальные призы. Миссия мониторинга Евросоюза в Грузии наградила картину британского режиссера Энтони Фабиана «Кожа», посвященную проблеме апартеида. Университет театра и кино имени Ш. Руставели отметил удачный дебют – фильм «Полицейский отдел» Олгара Сафати (Азербайджан-Грузия). Киностудия «Сангуко» (Гуга Рчеулишвили) назвала своего победителя – режиссера Гигу Ликликадзе (лента «Неизвестный солдат»).
Сюрпризом для тбилисцев стал приезд британской кинозвезды Греты Скакки. Зрителей она удивила абсолютным отсутствием звездности и чувством юмора┘
Хочется рассказать и о других ярких событиях фестивалях – например, о показе старейшего грузинского киношедевра 1929 года, сатирической комедии, высмеивающей протекционизм в советских госучреждениях, «Моя бабушка» режиссера Котэ Микаберидзе в сопровождении живого ансамбля. Специально для фильма американская кларнетистка и композитор Бет Кастер создала активный коллаж из американского фолка, блюза, современной классики, джаза и мировой музыки.