Закончился ноябрь, и мы подводим «итоги». По 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», или картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – краткая формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. Неотразимая Тамара, Стивен Фрирз
Сценарий – 9.
Режиссура – 9.
Картинка – 8.
Актерская игра – 7.
Эмоции: красиво, но не чрезмерно, едко, но изящно.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: комедия, которая, отталкиваясь от заведомо упрощенной литературной основы – газетного комикса, умудряется лихо балансировать между мелодраматичной пасторалью и ироничным фарсом, попутно выстраивая глубоко метафоричное высказывание по поводу писательства, ринопластики, и не только.
33 очка
2. Идиоты и Ангелы, Билл Плимптон
Сценарий – 8.
Режиссура – 8.
Картинка – 8.
Актерская игра – 8 (с учетом цельности анимационных характеров).
Эмоции: редкий случай, когда режиссерская мрачность отзывается зрительским благодушием.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: анимационная лента для взрослых, где фантастичность сюжета (у человека-середнячка вдруг вырастают крылья, заставляя его совершать добрые поступки) органично уживается с гиперреалистичной реконструкцией Америки 1940-х годов и намеренно грубоватой, карандашно-акварельной прорисовкой «по старинке».
32 очка
3. Дерево, Джули Бертучелли
Сценарий – 6.
Режиссура – 7.
Картинка – 8.
Актерская игра – 8.
Эмоции: красота красотой, а сценарий хочется укоротить.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: драматический фильм-попытка исследовать то, как дети и взрослые приспосабливаются к «новой» реальности, откуда безвозвратно уходит близкий человек; режиссер делает ставку на в меру красивую картинку, так воздействуя на зрительское восприятие, однако в какой-то момент сам подпадает под влияние трагического сюжета, отчего сюжет затягивается и уходит в патетику.
29 очков
4. Рапунцель, Натан Грено и Байрон Ховард
Сценарий – 6.
Режиссура – 7.
Картинка – 7.
Актерская игра – 7 (с учетом проработки анимационных персонажей).
Эмоции: увлекательное это дело – считать волоски в долгой косе у мультипликационной девицы.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: 50-й, юбилейный полнометражный мультфильм студии Диснея – воплощение давней мечты тамошних режиссеров экранизировать «Рапунцель» братьев Гримм. Результат трудно не сравнивать с «Белоснежкой», где явно больше верности первоисточнику; в то же время новый фильм по-прежнему радует художественной изобретательностью, интересными, очеловеченными характерами персонажей-зверьков, неожиданными политическими реминисценциями. Настораживают нестройность песенных вставок и 3D-форма, которая обезличивает героев-людей, превращая их в подобие пластиковой куклы.
27 очков
5. Убежище, Франсуа Озон
Сценарий – 6.
Режиссура – 6.
Картинка – 7.
Актерская игра – 6.
Эмоции: поднадоели все эти режиссерские самоповторения.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: режиссер снова живописует жизнь парижского истеблишмента, в этот раз взяв за точку отсчета живущую в наркотическом бреду пару (он умирает от передозировки, она оказывается беременной). Фильм следует за женщиной, которая укрылась в своем удаленном от шумов большого города убежище и вынашивает ребенка. Озон пытается выстроить милую историю, где все уютно – от человеческих отношений до вида из окна, однако во всем этом столько прорех, столько допущений и натяжек разного толка, что даже для кинореальности это чересчур.
25 очков