0
2736
Газета Кино Интернет-версия

22.11.2010 00:00:00

Мрачные мультфильмы про белокрылых балбесов

Тэги: анимация


анимация Только выросли крылья – и личная жизнь устроилась.
Кадр из фильма «Идиоты и Ангелы»

На российские киноэкраны вышел мультипликационный фильм «Идиоты и Ангелы», который стал одним из номинантов на премию «Оскар»-2011. На московскую премьеру приехал автор фильма Билл Плимптон. Его часто называют живой легендой мировой анимации. Американский режиссер давно и успешно работает с мультипликационными образами, одинаково органично вплавляя их и в рекламные короткометражки для ведущих мировых брендов, и в свои полнометражные фильмы. После премьерного показа «Идиотов и Ангелов» с Биллом ПЛИМПТОНОМ побеседовал корреспондент «НГ» Виталий НУРИЕВ.

– Скажите, чем так хороша анимация и почему вы не подались в игровое кино?

– Это очень легко объяснить: анимация полностью перестраивает воображение, как бы заново учит воображать, с игровыми фильмами у меня такого не бывает. Да и рисовать я начал очень рано, года в три, так что успел порядком попривыкнуть к анимационной экспрессии. Кроме того, мне с детства нравилась мультипликация, я запоем смотрел диснеевские мультфильмы, приключения кролика Багз Банни, утенка Даффи Дака, про моряка Папая.

– Интересно, как вы вышли на этот сюжет из «Идиотов и Ангелов»?

– Честно говоря, вообще не помню. Лет восемь назад я был во Франции в Лиле, только что закончил работу над мультфильмом «Волосы дыбом», ко мне подошел какой-то студент и спросил, что я собираюсь делать дальше. И тут, откуда ни возьмись, как вырвется: один балбес просыпается поутру и понимает, что у него на спине начали расти крылья, причем эти крылья заставляют его делать добро, а он к этому совсем не привычный. Студент восхитился, сказал, что идея прекрасная. И я подумал, да, что-то тут есть. Тем же вечером, вернувшись в отель, я начал работать – собирать разные ключевые зацепки, наброски, пытаясь развить сюжет и более отчетливо оформить персонажей. И если в других своих анимационных работах мне приходилось больше ориентироваться на пристрастия публики, то в «Идиотах и Ангелах» я отпустил тормоза и сделал фильм по своей мерке, тот, что прежде всего потакает моим собственным желаниям.

– Сдается мне, подобные истории снова входят в моду, помните прошлогодний фильм Франсуа Озона «Рики» про летающего младенца.

– Нет, ну конечно, ангелы – такой привлекательный объект для кинематографиста, естественно, тут я не одинок, взять хотя бы Вима Вендерса и его «Небо над Берлином».

– Послушайте, в «Идиотах и Ангелах» персонажи практически не говорят. Почему?

– Признаться, прежде всего потому, что так фильм легче выпускать в международный прокат, его не нужно дублировать или субтитрировать, что само по себе довольно дорогостоящее мероприятие. Во-вторых, мне нравится снимать фильмы, где функция говорения отдана на откуп визуальному. Мне кажется, так история получается более личностной и воздействует на зрителя сильнее.

В-третьих, я давно хотел снять бессловесную ленту, где можно обойтись без укладки в речевой аппарат, не переносить на экран говорильную мимику.

– Мне бы еще хотелось уточнить один момент. В фильме есть сцена, где герой отрезает себе крылья, и под эту сцену подведен очень своеобразный музыкальный ряд – русское религиозное песнопение «Богородице Дево, радуйся».

– Ого, так песня русская?!

– Именно, в связи с этим я и хотел уточнить, где происходит действие?

– Тут мне действительно нужна была особенная музыка, чтобы показать духовность момента, который естественным образом выходит в религиозность – момент душевной борьбы, где разум сопротивляется чему-то, что заставляет человека против воли двигаться к добру. И я нашел в Интернете песню, которая подошла, ну, вот она, к тому же, как сейчас выясняется, еще и оказалась русской. Но действие картины разворачивается все же не в Восточной Европе, а в Америке 1940–1950-х годов.

– Хорошо, тогда еще один вопрос. Я очень люблю ваш мультфильм «Волосы дыбом», там у нас опять 1950-е годы, почему не 1970-е или не 1980-е, которые тоже весьма примечательны и своеобразны?

– Просто мне нравятся тогдашние автомобили, мода, манера носить волосы. 1950-е годы по-особому вычурны и отлично встраиваются в определение «барочный». Всевозможные завитушки, которые принимали самые причудливые формы, проникая в дизайн всего, что угодно. К тому же в Америке 1950-е выдались особенно цветистыми, возводя причуду в ранг обязательной экстравагантности. Позже в XX веке, пожалуй, никогда уже не уделялось столько внимания красивым мелочам в проектировании автомобилей, дизайне одежды и причесок.

– Помню, когда посмотрел «Волосы дыбом», мне в глаза бросилось сходство между девушкой Черри и главной героиней японского мультфильма «Галактический экспресс 999» (1979).

– Я, конечно, люблю японское аниме, но уж увольте, рисовал самостоятельно, ничем не вдохновляясь (смеется).

– А что насчет «Идиотов и Ангелов»? Мне, например, кажется, это очень линчевский фильм.

– Да, тут спорить не буду.

– И какие фильмы Линча вам нравятся больше всего?

– Хм, «Синий бархат», «Голова-ластик». Из «Головы-ластика» мы и попытались скопировать эту мрачноватую урбанистическую атмосферу промышленного городка. Еще мы отталкивались от Терри Гильема и его эстетики и смотрели работы французского художника-сюрреалиста Ролана Топора, вам он, вероятно, известен как создатель анимационного фильма «Дикая планета».

– Сколько ни смотрю ваши мультфильмы, никак не могу отделаться от ощущения, что вы возводите категорию насилия в статус обязательного.

– С одной стороны, да, взрослой анимации трудно обойтись без насилия. Только ведь мое анимационное насилие ненастоящее, оно достигает такой степени абсурда, что становится сюрреалистичным, потому вряд ли его можно и стоит принимать всерьез.

– И все-таки в том же «Волосы дыбом» насилие выглядит совсем настоящим.

– Вот как?! Даже, когда отрывают ноготь? Но люди же, как правило, в этом месте отворачиваются от экрана, опускают глаза. И все равно настоящее?

– Вполне. Подростковая жестокость по отношению к более слабым сверстникам – известный факт.

– Ну, может быть.

– Почти в каждом из ваших фильмов мы находим одну и ту же немного наивную, трогательную, даже несколько угловатую манеру карандашной графики. Откуда такая верность к карандашу?

– Тоже из детства. Чаще всего тогда я рисовал именно карандашами. А сейчас компьютерные технологии при перенесении рисунков на экран позволяют практически доподлинно воспроизвести карандашные контуры – будто они нарисованы от руки. Вот почему «Идиотов и Ангелов» так любят, они вступают в спор с модной компьютерной графикой, коренным образом отличаясь от анимации Пиксара и выставляя на суд зрителя творческий процесс изнутри – со всеми его огрехами и помарками, в пику стерильности и выглаженности. Пиксаровцы хотят все вычистить, а мне нравятся случайные находки, и я не стыжусь своих погрешностей.

– Как-то раз вы сказали, было это году в 2004-м, когда «Волосы дыбом» вышли в прокат, что на кинорынке у мультипликации для взрослых отличный потенциал для развития, а главное, и рынок открыт, и готов ее потреблять. Сейчас ситуация изменилась?

– Не знаю, как дела обстоят в Европе или России, но в США чрезвычайно трудно обеспечить анимационному фильму хороший прокат. Особенно это касается полнометражных фильмов. Вы же знаете, мои полнометражки направлены на взрослую аудиторию, а не на детей, и тут начинаются большие проблемы. Они в принципе людям нравятся, но когда приходишь к дистрибьюторам, те чаще всего пожимают плечами и говорят, что потенциально у такого фильма нет лояльного зрителя, и не хотят браться за фильм.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1350
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
863
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1556
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1195

Другие новости