0
2925
Газета Кино Интернет-версия

21.10.2010 00:00:00

Получит ли независимый продюсер поддержку

Тэги: кино, фестиваль, продюсер


кино, фестиваль, продюсер Узок круг продюсеров в России. Антон Златопольский и Александр Роднянский.
Фото ИТАР ТАСС

В рамках 4-го кинофестиваля современного кино «Завтра/2morrow» состоялся круглый стол, где дискуссионная тема была заявлена следующим образом: «Модели взаимоотношений национальных фондов поддержки кино и независимых продюсеров». Наработанный опыт представили директор Израильского кинофонда Катриэль Шоры, вице-президент UNIFRANCE по делам Восточной Европы Жоэль Шапрон и сотрудник Польского института кино Изабела Кишка-Хофлик. Российская сторона участвовала в дискуссии в лице директора Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергея Толстикова и продюсеров Александра Роднянского, Романа Борисевича, Артема Васильева, Никиты Трынкина. Модерировал обсуждение Евгений Гиндилис.

Надо заметить, что последний вариант заявленной для дискуссии темы оказался более широким и приглаженным. Изначально тема звучала порезче, она выливалась в вопрос с весьма прозрачным настроенческим исходом будущего обсуждения: «Нужны ли друг другу Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и российские независимые продюсеры?» Вопрос потонул в ходе растянувшейся на два с лишним часа дискуссии, которая началась с выступления Сергея Толстикова.

Директор Фонда поддержки занял оборонительную позицию и начал объяснять присутствующим экономические аспекты своей модели, нажимая на то, что она направлена на формирование более удачной конкурентной среды в кинематографе, а также обвиняя своих нынешних оппозиционеров в непостоянстве и непоследовательности суждений: «Все те, кто критиковал старую систему, говорили, что необходимо поддерживать сильных, конкурентоспособных, слабых не надо, авторское кино не надо». А, мол, когда система изменилась, они же и стали ее критиковать. Толстиков указал, что не фонд и не он сам были идеологами изменений, идеологами были Министерство культуры, критики и крупные компании. Еще рано полнозначно оценивать эффективность новой модели – для ее объективной оценки нужно не менее двух-трех лет. Он четко оценивает риски новой системы – они напрямую затрагивают артхаус и положение независимых продюсеров, так как механизма, который позволял бы независимому продюсеру свободно функционировать на рынке, пока у нас нет.

О механизме рассказал Катриэль Шоры, на протяжении 12 лет возглавляющий Израильский кинофонд. В 2001 году был выработан закон финансирования нового структурирования киноотрасли. Кинофонд устроен как негосударственная некоммерческая организация с системой полуавтоматического финансирования: налоговые отчисления в размере 1,5% поступают с телевидения.

По сходному принципу функционирует Польский институт кино (создан в 2005 году). Ему удалось добиться законодательного закрепления обязательств, согласно которым телеканалы, дистрибьюторские компании и прочие киноинституции должны вносить регулярные отчисления в фонд института. Ежегодно институт доносит до продюсеров свои предпочтения. В этом году приоритетные направления – детское кино, фильмы исторической тематики и авторское кино. Институт может взять на себя до 70% всего бюджета проекта (но не более 1 млн. евро).

Жоэль Шапрон обрисовал французскую модель. Она основана на идее: «Платят за кино те, кто его смотрит». Настоящих государственных субсидий практически нет. Кино финансируется за счет спецналогов. 11% стоимости каждого кинобилета независимо от того, французский это фильм, русский или американский, уходит в производство кино. Также спецналоги платят телеканалы: общенациональные каналы отчисляют 3,2%, кабельные – до 20% своего коммерческого оборота. Эта модель продуктивна: в прошлом году во Франции было произведено 230 картин, из них 182 с мажоритарным французским капиталом. Функционирует система следующим образом: у каждого продюсера в фонде есть «карман», куда перечисляется часть прибыли от его предыдущих картин, и он обязан воспользоваться этими деньгами только для производства следующей картины. Из 100% бюджета продюсер сам вкладывает 28%, еще 28% – это взносы телеканалов в форме предварительной закупки фильма, остальное – региональные поддержки, авансы французских дистрибьюторов, авансы экспортеров. Система распространяется на все жанровые типы фильмов.

Изначальный вопрос о «взаимопользе» российских независимых продюсеров и Фонда поддержки снова выплыл наружу благодаря программному директору фестиваля «Завтра/2morrow» Антону Мазурову, который предложил-таки вернуться к заявленной проблематике и прямо указал Толстикову на сидящих за столом независимых продюсеров. Они сами говорили немного, но зато емко. Оказалось, что раньше, до появления фонда, в год запускалось три проекта, а теперь приходится затягивать потуже пояса и ограничиваться одним. На что Толстиков парировал – невозможно сделать сразу, как во Франции. Признавал, что «фонд сформировал структуры, но уровень компетенции в фонде недостаточен» и «должна быть система, в которой своя роль и ответственность у Минкульта, у фонда, у телевидения».

Все это, конечно, правильно и хорошо звучит, но только слишком уж далеко отстоит от очень уместного в своей конкретике чернышевского вопроса «что делать?».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
539
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
459
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
525
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
471

Другие новости