0
2919
Газета Кино Интернет-версия

21.10.2010 00:00:00

Получит ли независимый продюсер поддержку

Тэги: кино, фестиваль, продюсер


кино, фестиваль, продюсер Узок круг продюсеров в России. Антон Златопольский и Александр Роднянский.
Фото ИТАР ТАСС

В рамках 4-го кинофестиваля современного кино «Завтра/2morrow» состоялся круглый стол, где дискуссионная тема была заявлена следующим образом: «Модели взаимоотношений национальных фондов поддержки кино и независимых продюсеров». Наработанный опыт представили директор Израильского кинофонда Катриэль Шоры, вице-президент UNIFRANCE по делам Восточной Европы Жоэль Шапрон и сотрудник Польского института кино Изабела Кишка-Хофлик. Российская сторона участвовала в дискуссии в лице директора Фонда поддержки отечественной кинематографии Сергея Толстикова и продюсеров Александра Роднянского, Романа Борисевича, Артема Васильева, Никиты Трынкина. Модерировал обсуждение Евгений Гиндилис.

Надо заметить, что последний вариант заявленной для дискуссии темы оказался более широким и приглаженным. Изначально тема звучала порезче, она выливалась в вопрос с весьма прозрачным настроенческим исходом будущего обсуждения: «Нужны ли друг другу Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и российские независимые продюсеры?» Вопрос потонул в ходе растянувшейся на два с лишним часа дискуссии, которая началась с выступления Сергея Толстикова.

Директор Фонда поддержки занял оборонительную позицию и начал объяснять присутствующим экономические аспекты своей модели, нажимая на то, что она направлена на формирование более удачной конкурентной среды в кинематографе, а также обвиняя своих нынешних оппозиционеров в непостоянстве и непоследовательности суждений: «Все те, кто критиковал старую систему, говорили, что необходимо поддерживать сильных, конкурентоспособных, слабых не надо, авторское кино не надо». А, мол, когда система изменилась, они же и стали ее критиковать. Толстиков указал, что не фонд и не он сам были идеологами изменений, идеологами были Министерство культуры, критики и крупные компании. Еще рано полнозначно оценивать эффективность новой модели – для ее объективной оценки нужно не менее двух-трех лет. Он четко оценивает риски новой системы – они напрямую затрагивают артхаус и положение независимых продюсеров, так как механизма, который позволял бы независимому продюсеру свободно функционировать на рынке, пока у нас нет.

О механизме рассказал Катриэль Шоры, на протяжении 12 лет возглавляющий Израильский кинофонд. В 2001 году был выработан закон финансирования нового структурирования киноотрасли. Кинофонд устроен как негосударственная некоммерческая организация с системой полуавтоматического финансирования: налоговые отчисления в размере 1,5% поступают с телевидения.

По сходному принципу функционирует Польский институт кино (создан в 2005 году). Ему удалось добиться законодательного закрепления обязательств, согласно которым телеканалы, дистрибьюторские компании и прочие киноинституции должны вносить регулярные отчисления в фонд института. Ежегодно институт доносит до продюсеров свои предпочтения. В этом году приоритетные направления – детское кино, фильмы исторической тематики и авторское кино. Институт может взять на себя до 70% всего бюджета проекта (но не более 1 млн. евро).

Жоэль Шапрон обрисовал французскую модель. Она основана на идее: «Платят за кино те, кто его смотрит». Настоящих государственных субсидий практически нет. Кино финансируется за счет спецналогов. 11% стоимости каждого кинобилета независимо от того, французский это фильм, русский или американский, уходит в производство кино. Также спецналоги платят телеканалы: общенациональные каналы отчисляют 3,2%, кабельные – до 20% своего коммерческого оборота. Эта модель продуктивна: в прошлом году во Франции было произведено 230 картин, из них 182 с мажоритарным французским капиталом. Функционирует система следующим образом: у каждого продюсера в фонде есть «карман», куда перечисляется часть прибыли от его предыдущих картин, и он обязан воспользоваться этими деньгами только для производства следующей картины. Из 100% бюджета продюсер сам вкладывает 28%, еще 28% – это взносы телеканалов в форме предварительной закупки фильма, остальное – региональные поддержки, авансы французских дистрибьюторов, авансы экспортеров. Система распространяется на все жанровые типы фильмов.

Изначальный вопрос о «взаимопользе» российских независимых продюсеров и Фонда поддержки снова выплыл наружу благодаря программному директору фестиваля «Завтра/2morrow» Антону Мазурову, который предложил-таки вернуться к заявленной проблематике и прямо указал Толстикову на сидящих за столом независимых продюсеров. Они сами говорили немного, но зато емко. Оказалось, что раньше, до появления фонда, в год запускалось три проекта, а теперь приходится затягивать потуже пояса и ограничиваться одним. На что Толстиков парировал – невозможно сделать сразу, как во Франции. Признавал, что «фонд сформировал структуры, но уровень компетенции в фонде недостаточен» и «должна быть система, в которой своя роль и ответственность у Минкульта, у фонда, у телевидения».

Все это, конечно, правильно и хорошо звучит, но только слишком уж далеко отстоит от очень уместного в своей конкретике чернышевского вопроса «что делать?».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1359
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1279
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1501
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1296

Другие новости