Быть родителями – задача не из легких.
Кадр из фильма
На российские киноэкраны выходит американская комедия Грэга Берланти с многообещающим и ответственным названием «Жизнь, как она есть».
Режиссерская ответственность названием не ограничивается: основу сюжета составляет чрезвычайно серьезная тема, которая вполне могла бы стать завязкой (да и становилась уже) для реалити-шоу «Внезапное родительство». После смерти близких друзей он (Джош Дюамель), технический директор на спортивном канале, и она (Кэтрин Хэйгл), владелица кафе-кондитерской, неожиданно становятся опекунами годовалой девочки, считай, ее новыми родителями. Осложняет положение то, что ни тот, ни другой не женаты и с детьми близкого знакомства доселе не имели, а еще то, что переваривают они друг друга с большим-большим трудом.
В этой «детской» части про адаптацию взрослого к новой роли папы/мамы фильм много берет от документального кино, и, по правде говоря, комедийность получается хрупкой, а смех – горьковатым. Зато она хорошо обеспечивает эффект погружения и вживания: порой боязливо поглядываешь на экран, вспоминая, как это бывало у тебя в жизни.
Однако фильму приходится отвлечься от документальности и вспомнить, что он – все-таки комедия с четко очерченными жанровыми рамками. Что делать, нужно четко прочертить и романтическую линию. Тут, естественно, возникают штампы. Видимо, без них в рамках романтической комедии удержаться было бы трудно. Штампуются семейные ценности: все эти шумные празднования детских дней рождений с обязательным сбором гостей-соседей (особая веха – День благодарения), приятная двухэтажная фактура домов на улочках, больше похожих на старательно склеенные макеты, которые студент-архитектор приносит на зачет.
Сей умилительный антураж замечательно подходит для эволюции человеческих отношений, скрепленных ответственностью за не своего ребенка. Постепенно неидеальная пара все больше приближается к стереотипному идеалу, который был дан зрителю в самом начале фильма и держался в значительной мере на игре актрисы Кристины Хендрикс, кому, как не ей, играть идеальных секретарш, любовниц и, наконец, жен (идеальность ее давно оформилась и закрепилась с ролью в сериале «Безумцы»).
Между тем усиленная работа на узнавание, на создание знакомых зрителю идеалов не помогает скрыть режиссерских поисков и метаний. Наблюдая за героями фильма и за развитием сюжета, уступаешь своему желанию классифицировать. И вносишь фильм в группу тех комедий, которые можно поделить на несколько частей: допустим, в первых двух частях фильма режиссер играет на сближение кинореальности и нашей действительности, а в третьей части осекается и понимает (или ему дают понять), что если так и дальше будет продолжаться, если откажешься вдруг от счастливого финала, то в формат не уложишься, начнутся разные проблемы – скачки из одного жанра в другой, подвисание между жанрами, трудности с определением целевой аудитории.
И режиссер идет на попятную, организует красивое и сентиментальное завершение, старательно присыпая все толстым слоем сахарной пудры.