Напоминаем «регламент». По 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», или картинка. Также основные эмоции, посетившие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – краткая формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино. По сумме набранных очков выбираем лучший фильм месяца.
1. «Тайна в его глазах», Хуан Хосе Кампанелла
Сценарий – 8.
Режиссура – 8.
Актерская игра – 7.
Картинка – 8.
Эмоции: красиво, но моментами по-аргентински слезливо.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: триллер, добывший аргентинскому кинематографу вторую премию «Оскар», заключает в себе довольно едкое политическое высказывание, разбавляет его человеческими сантиментами, не забывая при этом о скрытых эстетических резервах киноязыка.
31 очко.
2. «Последнее изгнание дьявола», Даниэль Штамм
Сценарий – 7.
Режиссура – 7.
Актерская игра – 7.
Картинка – 7.
Эмоции: непонятно, что страшнее в фильме – мистика и вымысел или документальная правда про жизнь современного священника.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: фильм ужасов, которому тесно в границах родного жанра, оттого он притворяется документалистом-разоблачителем, чтобы потом напугать зрителя как следует.
28 очков.
3. «Убийца внутри меня», Майкл Уинтерботтом
Сценарий – 6.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 7.
Картинка – 7.
Эмоции: слишком уж режиссер играет в умника.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: по-британски чопорная экранизация крепко замешенного на американской культуре романа, где слишком явно проступает увлечение режиссера не центровой фигурой убийцы, а изучением чуждого для себя культурного фона.
26 очков.
4. «Край», Алексей Учитель
Сценарий – 7.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 6.
Картинка – 6.
Эмоции: хочется верить, но никак – прошлое не ложится на киноэкран, растворяясь в игре актеров, которые продолжают жить в нашем настоящем.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: наш номинант на «Оскар» – попытка режиссера Учителя выйти за пределы своего привычного камерного пространства, расширить количество образов и масштабно нарисовать на экране наше историческое прошлое, выискав компромисс между авторским и коммерческим, что, возможно, и удается на уровне сценария, но проседает, когда транслируется в кинокадр.
25 очков.
5. «Комната в Риме», Хулио Медем
Сценарий – 5.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 6.
Картинка – 6.
Эмоции: грустновато от экранной неприкаянности обнаженного женского тела.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: мелодрама, где Хулио Медем в своем стремлении живописать женскую натуру закрывает двух героинь в номере отеля и слишком увлекается традиционной театрализацией действа, забывая о своем имидже порнографа-интеллектуала.
23 очка.
6. «Детям до 16...», Андрей Кавун
Сценарий – 5.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 5.
Картинка – 6.
Эмоции: пестренько так, для половозрелых дитяток.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: фильм для тех, кому уже 20, но еще не 26, сначала бойко схватывающий клиповую эстетику и безоценочную интонацию, близкую недавним подросткам, а потом не менее напористо начинающий читать им назойливые нотации.
22 очка.
7. «Москва, я люблю тебя». Альманах
Сценарий – 5.
Режиссура – 6.
Актерская игра – 5.
Картинка – 5.
Эмоции: неужели это и есть город, который мы любим?
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: московский киноальманах, по примеру парижского и нью-йоркского решивший показать город и его друзей-обитателей, но не в пример западным «коллегам» отступивший от варианта туристически завлекательной открытки.
21 очко.