Знаток человеческих инстинктов.
Фото Reuters
При упоминании имени Клода Шаброля сразу всплывают два понятия – «новая волна» и «черный детектив». Правда, в одном из поздних интервью он скажет, что никогда в новую волну не верил, а просто следовал необходимости снимать с большей свободой – выйти на реальные улицы, обходить стереотипы, не оттачивать диалоги, а словно заимствовать их из реальной речи людей. «Меня, Годара, Трюффо объединяло то, что мы отвергали», – сказал режиссер. Интонация и технические находки «новой волны» во многом определили лицо кинорынка 70-х, в том числе и советского. Группа распалась, а ее лидеры иногда встречались – вместе пообедать, например. «Но, – добавляет Шаброль, – они никогда не умели жрать и пить так, как я!» Вот такой пример гедонистического отношения к жизни – от 77-летнего старика, между прочим.
Кстати, начинал Шаброль как кинокритик в журнале Cahiers du cinema. Его первый фильм «Красавчик Серж» вышел в 1958 году. «Мне было 29 лет... Мои познания о кино были чисто теоретическими. Так что, когда мы приступили к первому плану и оператор захотел, чтобы я посмотрел в визир, я уткнулся в расположенный под ним штырь. Обычно на этом карьера режиссера заканчивается. Но я сумел внушить съемочной группе уважение к себе, ибо до прихода на площадку посмотрел огромное количество фильмов и отлично знал, чего добиваюсь».
Вторая картина – «Кузены» – вышла в 1959-м и получила главный приз Берлинского кинофестиваля. Так он и снимал – по картине в год, итого – около 60 фильмов. Вначале – про мужчин, затем – про женщин – «они не столь просто устроены». Поэтому многие актрисы считают Шаброля своим главным режиссером, среди них – Изабель Юппер. в 1978-м ей достался приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль в фильме Шаброля «Виолетта Нозьер». Ее внешность интеллектуалки с потаенными страстями подходила к его эстетике мрачного препарирования всех мыслимых и немыслимых инстинктов. Позже сценарии всех фильмов, в которых Юппер снялась у Шаброля, он писал в расчете на нее – и «Мадам Бовари», и «Женское дело», и «Ставки сделаны», и «Церемонию».
Еще в молодости он «подсел» на детективы, посвящал чтению все свободное время. В этом же жанре и делал фильмы, но только с неотъемлемым определением «черный». Но детектив, приправленный самыми изощренными поворотами и «живописными» сценами, каждый раз содержал подтекст – Шаброль критиковал криминализированность буржуазного общества, вскрывал причины – часто нерациональные, «из подкорки» – и следствия человеческих характеров, взаимоотношений.
Прошедшим летом на Международном Московском кинофестивале показали ретроспективу фильмов Клода Шаброля, цикл назывался «8 из 71»: больше семидесяти фильмов (в том числе телевизионных или короткометражных), добрая половина из которых – шедевры, за восемьдесят лет жизни – не это ли мечта любого режиссера?