0
1688
Газета Кино Интернет-версия

09.09.2010 00:00:00

Веди себя тихо и не буди лихо

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Красивая картинка – неотъемлемая часть фильма ужасов.

На российские киноэкраны выходит фильм Даниэля Штамма «Последнее изгнание дьявола». Фильм хотя и работает в низком жанре ужасов, но вовсе не хочет следовать привычным канонам. Отталкиваясь от них, он находит свое игровое поле и на ниве ужасов ведет себя не как обычный пахарь.

Ответ на вопрос, откуда в фильме одновременно и сюжетная взвешенность, и достаточно смелая художественная выразительность, нужно искать в истории его создания, созревания и взросления. Замысел хоррора, решенного в документальной стилистике, возник изначально не у режиссера, а у продюсера Эрика Ньюмана, известного специалиста-«ужасника». Он поделился своей идеей со сценаристами Эндрю Гарландом и Хаком Ботко, тоже любителями попугать зрителей. И лишь потом, окончательно определившись с общими желаниями и стремлениями, они стали искать подходящего исполнителя. Нашли многообещающего новичка, который снял один-единственный полный метр («Необходимая смерть»), но в нем оказалось все, что было необходимо для будущего «Последнего изгнания дьявола»: стилизация под документальное кино, талантливая драматизация, сквозь которую хорошо просматривается вдумчивая работа с актерами.

В «Изгнании» эта работа тоже видна: независимо от возраста и опыта, актеры выдают те эмоции, что наиболее основательно подпирают сюжетный остов. А укреплять его действительно приходится, тщательно выбирая подпорки, – сюжет сам по себе довольно проблемен и шаток. Не потому, что хочет испугать до смерти (этого-то как раз ждешь и себя к страху готовишь). И не от того, что попутно он умудряется переворошить грязное белье священнослужителей и подвести зрителя к вопросу: насколько служение Богу, возведенное в сан, есть работа, и в какой мере это – призвание, какой удельный вес в этом уравнении имеет вера? Вопрос, на который у нас уже есть готовые ответы, и коварство фильма в том, что он не пытается с нами спорить, он просто показывает – можно ответить иначе в ущерб удобной системе координат. Подводя зрителя к этому, создатели фильма берут за сюжетную точку опоры желание священника, преуспевающего на поприще изгнания дьявола из бесноватых, покаяться в шарлатанстве. Священнослужитель приглашает режиссера-документалиста и оператора снять фильм про настоящие будни современного экзорциста.

Шаток же сюжет потому, что задает истории бешеный ритм, устанавливая резкие и контрастные границы, за пределами которых документальный фильм-разоблачение перестает быть таковым и превращается в фиксацию натурального изгнания нечистого. Однако Штамм шаткости не боится и продолжает крепить свой фильм. Он находит замечательную натуру: разлапистый фермерский дом в глухом местечке в Луизиане напоминает кладбище массивной антикварной мебели. Режиссер активно использует цветовые возможности – нижний этаж дома выдержан в холодных тонах, тут не предполагается масштабных действий, а комнаты наверху, где проходит и первый обряд изгнания, и другие напряженные сцены, наоборот, окрашены в оранжевый цвет, чтобы усилить воздействие. Камера тоже его усиливает, она документальна и бесстрастна, моментами гаснет, снова включается, выхватывает то косой угол, то идет сверхкрупными планами.

Между тем, углубляя «ужасную» составляющую, фильм не перестает полемизировать. Он тоже (как, например, в свое время «Твин Пикс») не удерживается от высказывания по поводу маленьких селений и городков в американской глуши, по поводу их кажущегося спокойствия, умиротворения и благополучия. А на самом-то деле дерни за ниточку и размотаешь целый клубок неприглядностей. Тут легко скатиться в повторение, и ты ждешь этого от «Последнего изгнания». Но создателям достает трезвости не пережать. Даже в финале они не играют со зрителем в молчанку и не копируют удачные ходы собратьев по цеху, так что заключительные титры не оставляют ощущения, будто режиссер вместе со сценаристами и продюсерами прямо перед съемками пересмотрели «Ведьму из Блэр» и все успешные ужастики японцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
655
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
654
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
528
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
339

Другие новости