0
1479
Газета Кино Интернет-версия

26.08.2010 00:00:00

Миру перемир

Тэги: кино, премьера


На минувшем «Кинотавре» весьма консервативное жюри во главе с Кареном Шахназаровым дало «Перемирию» сразу два приза – за лучшую мужскую роль Ивану Добронравову и за лучший фильм. И выглядело это одновременно как казус и соломоново решенье. С одной стороны – «Перемирие» никто и не думал вносить в список фаворитов, фильм слишком незаметный, сливающийся с фестивальным ландшафтом. Тут нет ни шоковой терапии «Счастья моего», ни вызывающей старомодности «Явления природы», ни холеной фестивальности «Другого неба» Дмитрия Мамулии. С другой же стороны, именно за то, что тут «ничего нет», «Перемирию» и дали приз.

Тут напрашивается вполне очевидный каламбур: фильмы Светланы Проскуриной всегда были таким вот «перемирием», примиряли все направления, стили, почерки и примеряли их на себя. Там проглянет абстракция Миндадзе, тут проблемное подростковое кино Динары Асановой мелькнет. Можно только хвалить за это Проскурину – она действительно очень точно понимает, какой почерк сейчас актуален, а это качество очень даже ценное. Ну не ругать же ее за то, что она хуже Миндадзе или, тем более, не такая радикальная, как Асанова.

Вот и в «Перемирии» словно в калейдоскопе можно было увидеть все основные тенденции современного русского кино, все его лейтмотивы. Шофер Егор (Иван Добронравов) отправляется в рейс непонятно куда («такого места и на карте-то нету»), а по дороге заворачивает в родную деревню, где ищет себе невесту (безуспешно – путем подглядывания в бане), тырит с дружбанами провода с ЛЭП, находит бандитов с большой дороги, укравших у дяди Егора пальто и все сбережения, слушает песни Магомаева в исполнении священника и уезжает в волшебное никуда.

Таким образом, тут есть все лейтмотивы современного русского кино: неспособность любить (все постельные сцены выливаются в комическую беготню и крики), герой-шофер, едущий в никуда и вязнущей в гнилом провинциальном мире, бессмысленно жестокие мужички, вылезающие из лесу с топорами и ружьями, наконец, шок от электрического разряда в кульминации (током дергает в современном русском кино, если вы не заметили, каждого второго персонажа, а уж молния шарахает по героям только так).

Проблема только в том, что «Перемирие», в отличие от прочих фильмов – не столько рефлексия на тему времени, сколько вполне спокойное существование внутри него. И выглядит скорее пародией, чем оригиналом. Там где, у Александра Лунгина и Сергея Осипьяна безнадега а-ля семидесятые рождет аллюзии с современностью и позволяет что-то узнать о нашем дне – у Проскуриной она остается красивой завитушкой. Где у Лозницы смешно и страшно – в «Перемирии» нелепо или просто никак. Где у Мамулии работа мысли и филигранное, европейской выделки мастерство – у победителя «Кинотавра» чистая форма без содержания. Одним словом, все эти лейтмотивы тут лишены смысла, реакции не возникает. В определенный момент в «Перемирии» применяется вовсе запрещенный прием – выпускают на арену героя-резонера – даром что по имени Генка Собакин, так еще в исполнении Сергея Шнурова (мало какая роль в достаточно обширной фильмографии лидера «Ленинграда» была такой неорганичной). И Собакин, естественно, объясняет любезной публике, что хотела Проскурина всем этим сказать: что любой «гоп-стоп» – ничто иное, как новая пугачевщина, что жить на Руси тяжко, а населяют ее воры и пьяницы. Иначе как неуверенностью режиссера в том, что он делает, недоверием к собственному инструментарию – образам, к тому же, заимствованным – такое явление лешего-мессии, народу не объяснишь.

Из всего этого следует, что жюри «Кинотавра» не столько примирило фильмы конкурса, сколько успокоило себя: все пройдет, все эти образы. Дороги в никуда, жестокого пространства русской провинции, татей и топей – просто дань моде, а не рефлексия на тему современности, и уж точно не исчерпывающие образы нашего времени и проявление всех его болячек. Вот и Проскурина моде не чужда. Переболеет. Ну главное чтобы жюри было спокойно и спало крепко, а уж что там за пределами кинозала творится, насколько образы в кино связаны с реальностью – по барабану, правда?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1838
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1564
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1356
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
988

Другие новости