0
3946
Газета Шахматы Печатная версия

29.11.2018 17:14:00

Чемпионы остаются чемпионами

Претендент не смог заманить Магнуса Карлсена на минное поле своих предматчевых разработок

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Об авторе: Марина и Сергей Макарычевы – шахматные обозреватели.

Тэги: шахматы, лондон, ханты мансийск, магнус карлсен


шахматы, лондон, ханты мансийск, магнус карлсен Победу в Лондоне одержал чемпион мира Магнус Карлсен. Фото со страницы чемпионата мира по шахматам в Facebook

В Лондоне и Ханты-Мансийске завершились чемпионаты мира среди мужчин и женщин. По их итогам оба обладателя высших шахматных титулов – китаянка Цзюй Вэньцзюнь и норвежец Магнус Карлсен – сохранили свои звания. Причем как в одном, так и в другом случае для определения победителей потребовалось проводить тай-брейк – своего рода овертайм, в рамках которого борьба проходит по существенно иным, чем в основное время, правилам, а более конкретно – со значительно усеченным запасом времени на обдумывание ходов.

Впрочем, на этом аналогии кончаются. Ведь в столице Югры Катерина Лагно находилась буквально в полушаге от победы – ей было достаточно не проиграть белыми заключительную партию с «нормальным» контролем времени, в которой россиянка руководила к тому же белыми фигурами. Вроде бы не столь уж трудная задача, но в ситуации, когда ничья равносильна для вас победе, а для соперницы – Цзюй Вэньцзюнь – поражению, играть «как обычно» очень-очень непросто! Существенно повлияла на действия Лагно и накопившаяся усталость. В результате она действовала в этой партии так, как действовать в подобных спортивных ситуациях категорически возбраняется. Счет в матче сравнялся.

Комментируя то, что происходило после этого на тай-брейке, можно еще раз отметить огромное психологическое и физическое утомление российской шахматистки, которое после двух стартовых ничьих привело в третьей и четвертой партиях перебоя к труднообъяснимым тактическим ошибкам и, как следствие, к двум поражениям подряд. В результате Цзюй Вэньцзюнь не только отстояла свою корону шахматной королевы, но и сохранила за китайскими шахматистками оба высших титула в мировых шахматах.

Совсем иначе развивались события в Лондоне – в матче Магнуса Карлсена и Фабиано Каруаны. Поначалу главная интрига этого соревнования виделась в том, сможет ли претендент эффективно использовать блестящую дебютную подготовку и заманить чемпиона на минное поле своих предматчевых разработок. А также каким именно способом скандинав попытается обойти подстерегавшие его опасности? По завершении сражения можно сказать, что с программой-минимум Карлсен справился блестяще. Лишь дважды по ходу матча он попадал в худшие положения, а то, что в шестом поединке Каруана имел (но упустил!) удивительный путь к победе, нисколько не меняет общего впечатления, которое произвела на шахматную общественность «классическая» часть поединка. Это был матч равных соперников, в котором ни тот, ни другой не хотели идти на неоправданный риск.

Очень многого ожидали от заключительной двенадцатой партии основного времени матча. Дело в том, что белые фигуры в ней принадлежали Фабиано Каруане, а поскольку было очевидно, что и в быстрые, и тем более в молниеносные шахматы Магнус Карлсен существенно превосходит оппонента, казалось весьма вероятным, что тот попытается рискнуть, стремясь во что бы то ни стало избежать столь нежелательного для себя тай-брейка. Похоже, это было действительно так, а внезапное завершение заключительной классической партии окончательно убедило болельщиков, что Магнус Карлсен вполне осознанно и даже жестко стремился перевести борьбу в овертайм, чтобы воспользоваться своим превосходством при быстрой 25-минутной игре.

Так или иначе, но предложение ничьей, последовавшее от Магнуса после 31-го хода черных, слишком уж перекликалось с его действиями двухлетней давности, когда Карлсен, играя белыми, быстро завершил миром 12-ю партию своего матча против Сергея Карякина. Причем в Нью-Йорке чемпион поступил так, несмотря на то что россиянин великолепно (почти так же здорово, как и норвежец) играет в быстрые шахматы и блиц. Принципиальное различие состояло лишь в том, что на этот раз на стороне Карлсена в момент предложения ничьей было и заметное позиционное преимущество, и значительно больший запас времени. Тем не менее, прежде чем согласиться, претендент продумал достаточно долго, но решил не искушать судьбу. Ведь, как гласит народная мудрость, играть на выигрыш плохую позицию гораздо сложнее, чем равную.

Любопытно, что, решительно свернув в самый интригующий момент в этой партии борьбу, чемпион вызвал на себя ожесточенную медийную критику, которая ранее распределялась между «шахматными пацифистами» примерно поровну. Выражения «самый неинтересный матч в истории» и «ничейная смерть шахмат» были в этом потоке едва ли не наиболее сдержанными. Правда, сам Карлсен после игры спокойно объяснил на пресс-конференции, что не видел в возникшей позиции четкого плана прорыва бастионов противника, поэтому и решил в столь ответственной ситуации не рисковать.

А удивительный результат – 12 ничьих из 12 возможных – породил весьма забавную шутку. Дело в том, что если бы наметившаяся тенденция сохранилась до самого конца, то Фабиано Каруана мог бы стать новым чемпионом мира, не только не превзойдя соперника, но даже ни разу не выиграв у него по ходу матча! Для этого ему было бы необходимо в заключительной пятнадцатой партии тай-брейка – так называемом Армагеддоне – вытянуть (согласно жребию) черный цвет фигур и, имея четыре минуты против пяти у соперника, не проиграть. Если бы это действительно произошло, то, как говорится, любой Гиннесс мог бы отдыхать!

Впрочем, говоря о «неинтересности» классической части матча, стоит отметить и оборотную сторону этого феномена. Ведь если исключить первую партию, то во всех остальных соперники допустили всего лишь две бесспорные ошибки на двоих. Иными словами, продемонстрировали фантастическое качество игры! Нечто подобное наблюдалось и в знаменитом поединке 1927 года между Хосе-Раулем Капабланкой и Александром Алехиным, по ходу которого наблюдалось примерно то же самое: и высочайший уровень игры, и ожесточенная критика участников в прессе за длинную ничейную серию. Жаждавшим крови болельщикам было неинтересно...

...Итак, 12 напряженных ничьих подряд! На этом фоне тай-брейк в быстрые шахматы произвел на любителей шахмат и специалистов поистине ошеломляющее впечатление. Участники словно бы решили сработать на контрасте. Ошибок и азартных решений было предостаточно, а процент результативности достиг абсолютного максимума – 100 процентов! Но, поскольку все ошибки допускались лишь одной стороной, нет ничего удивительного, что победу одержала другая – чемпион мира Магнус Карлсен, забивший в ворота соперника три безответных гола. И этот контраст между «классикой» и «рапидом» заставил еще раз задуматься над целым рядом древних, как наша игра, вопросов, главный из которых можно сформулировать примерно так: «За что именно мы любим шахматы?»          


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ассанжу дали небольшой шанс избежать встречи с американской Фемидой

Ассанжу дали небольшой шанс избежать встречи с американской Фемидой

Данила Моисеев

Британский суд не признал основателя WikiLeaks политическим заключенным, но позволил обжаловать решение об экстрадиции

0
931
В Сент-Луисе завершился Кубок Америки

В Сент-Луисе завершился Кубок Америки

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В решающем матче Левон Аронян обыграл Уэсли Со

0
2378
Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Данила Моисеев

Лейборист Садик Хан обещает электорату 40 тысяч новых домов

0
1469
В Сент-Луисе начались сражения за Кубок Америки

В Сент-Луисе начались сражения за Кубок Америки

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

В рамках одной игровой сессии чередуются обычные и быстрые шахматы

0
2472

Другие новости