Ярмарка TEFAF подтверждает позитивную динамику художественного рынка. Фото © Loraine Bodwes
Главная мировая ярмарка антиквариата TEFAF (The European Fine Art Fair) завершила в Маастрихте свою работу и подвела итоги. Как сообщили организаторы, ярмарку посетили 71 тыс. человек из 60 стран мира. Арт-дилеры официально объявили лишь о небольшой части своих продаж (о некоторых из них «НГ-антракт» писала в номере от 17.03.17), однако общее настроение ярмарки можно назвать оптимистичным. Этот оптимизм во многом связан и с отчетом о состоянии рынка искусства, который TEFAF ежегодно заказывает у аналитиков арт-рынка. И хотя полученные в этом году цифры у многих вызвали вопросы, покупатели и продавцы охотнее верят в позитивную динамику арт-рынка.
Главное удивление вызвала ключевая цифра отчета – общий объем рынка искусства, который за 2016 год оценили в 45 млрд долл. Год назад объем арт-рынка 2015 года, согласно отчету TEFAF, равнялся 63,8 млрд долл., то есть почти на треть больше новых данных. Дело в том, что с 2002-го и до нынешнего года с TEFAF работала доктор экономических наук Клэр Макэндрю, независимый арт-финансист, возглавляющая дублинское агентство Arts Economics. Полгода назад Макэндрю перешла в команду ярмарки Art Basel, и нынешний отчет готовила уже местный специалист Рейчел Поунелл, профессор кафедры финансов Школы бизнеса и экономики Маастрихтского университета. Обнародованные ею цифры вызвали у специалистов не только сомнения в правильности подсчетов, но и некоторый скептицизм относительно непредвзятости мнения.
Сама же Поунелл в комментарии газете The Art Newspaper пояснила, что использовала другую методику, строже отнесясь к определению понятий «арт-дилер» и «галерея».
Инфографика Михаила Митина по данным TEFAF |
Если применять ее методику к арт-рынку 2015 года, то его объем равен не 64 млрд долл., как посчитали коллеги, а только 44 млрд, что на 1,7% ниже результатов 2016 года. Так что, согласно новым данным, мы видим пусть незначительный, но рост рынка.
Оценка общего объема рынка основана на открытых данных аукционов и некоторой выборке частных продаж. По разным подсчетам различаются данные из обеих корзин. Именно частные продажи, подсчитать объем которых не представляется возможным, из года в год вызывают сомнения в точности любого анализа арт-рынка. Но и с аукционными продажами все не так гладко. Отчет TEFAF основан на данных аналитического портала Artnet, однако его статистика не охватывает мелкие аукционные дома. Макэндрю учитывала эту часть рынка при разработке своей формулы. Поунелл ее в расчет не брала, но в отчете указала, что данные Artnet охватывают 30 тыс. аукционов и 95% аукционных продаж, а 100 самых крупных аукционных домов покрывают 93% рынка, так что остальное можно считать погрешностью.
Что касается частных продаж, то здесь сомнительны любые подсчеты: арт-дилеры не афишируют своих данных, чаще всего не сопровождают сделку договором или указывают в нем меньшую сумму, уходя от налогов. Оба специалиста делали опрос среди выборочных дилеров, получив всего несколько сотен ответов. Исходя их этих данных, Макэндрю полагала, что в 2015 году выручка от лотов, проданных через аукционы, составляла 47%, а на частные продажи приходилось 53% рынка. Для 2016 года Поунелл привела другие – сильно измененные – данные: 37,5% приходится на аукционы, 62,5% – на частные продажи. Эти данные и послужили поводом усомниться в том, насколько специалист из Маастрихта нейтрален по отношению к самой маастрихтской ярмарке, ведь данные о том, что торговля существенно переместилась в частный сектор, на руку TEFAF, которая традиционно находится в конкуренции с аукционными домами.
Однако, какими бы неточными ни были подсчеты, ясно, что важность закрытой частной сделки увеличивается по сравнению с публичными торгами. Недаром в составе обоих мировых аукционных домов и Sotheby’s Christie’s успешно функционируют отделы частных продаж. То, что продажи в аукционном секторе падают, подтверждают данные аналитической компании Artprice. Согласно ее отчету, опубликованному в начале марта 2017 года, объем продаж на мировом аукционном рынке изобразительного искусства в 2016 году составил 12 млрд долл. – на 23% меньше, чем в 2015-м (данные Artnet несколько выше – 16 млрд долл. против 20 млрд в 2015-м, но это связано с тем, что Artprice включает в свою статистику только живопись, графику и скульптуру). Да и сама TEFAF открыла новую площадку в Нью-Йорке, на которой проводит сразу две ярмарки в год, – есть и дилеры, и покупатели.
Инфографика Михаила Митина по данным TEFAF |
Что касается развития крупнейших с точки зрения арт-рынка регионов, то лидером являются США, на долю которых приходится 29% всего художественного рынка. За ними следует Великобритания (24%) и Китай (18%). В целом Европа является крупнейшим рынком с объемом аукционных продаж в 5,2 млрд долл., что составляет 31% мирового рынка – на 13% меньше, чем год назад. Аналитики связывают это не столько с падением цен, сколько со снижением количества лотов. Меж тем цены упали почти на 5% на старых мастеров и импрессионистов, зато немного выросли на модернистов и современное искусство (на 1,8 и 2,3% соответственно).
Говоря про Америку, речь идет в основном про США, так как южноамериканский рынок составляет всего 3% американского рынка. На американский рынок приходится 27,5% всех аукционных продаж в мире. Аукционные продажи составили 4,6 млрд долл., а дилерский рынок – более 16 млрд долл. Доля дилеров в Северной и Южной Америке – не менее 66% рынка.
Наконец, азиатский аукционный рынок составляет 40% мирового рынка (6,8 млрд долл.), причем на долю Китая приходится 90% аукционных продаж. При этом в Китае насчитывается 4,4 тыс. дилеров.
Россия в отчете традиционно отсутствует в связи с незначительностью внутреннего рынка и отсутствием достаточной информации. По данным Artinvestment, объем российского рынка в 2016 году составил 7 млн долл.