0
3920
Газета Люди и положения Интернет-версия

16.10.2015 00:01:00

По Лозанне с ветерком

Тэги: кино, фестиваль, швейцария


кино, фестиваль, швейцария Фильм «Горизонты» рассказывает о феномене кубинского балета. Кадр из фильма

Фестиваль документального кино Visions du Rеel в швейцарском Нионе – очень престижный конкурс. Московский центр документального кино пригласил его программного директора Лучано Баризоне представить в нашей столице несколько швейцарских фильмов, принимавших участие в программе фестиваля. Отнюдь не все они оказались посвящены благополучной Швейцарии. Внимание авторов из этой тихой страны часто приковывают экзотические места – Куба, Африка, Палестина. 

«Русские  рассказывают анекдоты про чукчей, а французы – про бельгийцев и швейцарцев. Потому что те говорят вроде как на таком же языке, но они из провинции…» – признался мне однажды обрусевший швейцарец Антуан Каттин. Он случайно выбрал курс русской литературы в Лозаннском университете, потом увлекся русской культурой, феноменально хорошо выучил язык и перебрался в Петербург. Стал снимать документальное кино – например, в соавторстве с оператором и режиссером Павлом Костомаровым работал над интереснейшей картиной «Плейбэк», о том, как Алексей Герман снимал свой последний фильм «Трудно быть богом». Под «провинциальностью» Швейцарии, видимо, стоит понимать скучноватую размеренность жизни и ощущение маленького замкнутого пространства, в котором обжит каждый уголок. В таком мирке не стоит ждать неожиданностей – а именно их ждет человек на старте жизни. Лозанна (из которой убежал в дикую Россию 90-х Антуан Каттин) предстает довольно скучным городком в фильме Фредерика Фавра «Велосипедные истории», показанном в рамках уик-энда швейцарского кино. Автор колесит за своими героями – девушками и юношами – курьерами в службе велосипедной доставки. Конечно, на такой работе оказываются те, кто не может найти работу по специальности. Например, красавица Каролин – журналист, ищет место в газетах, но пока приходится целыми днями колесить по улочкам города с тяжеленным рюкзаком за плечами. Наверное, журналистов в маленькой Швейцарии достаточно и без Каролин, а курьеры требуются всегда. Ее напарник Раф – раздолбай без определенных целей, но он как никто ощущает тесноту окружающей реальности, лелеет мечту уехать в Монреаль, в край, где можно сутки мчать на велосипеде и никого не встретить. Если вдуматься, автор «Велосипедных историй» саркастично развенчал миф о швейцарском рае. Оказывается, и там нужно пахать ради куска хлеба. Там людей (особенно молодых) грызет внутреннее беспокойство – как жить, на что жить? Шанс на яркую жизнь, отличную от жизни родителей, равен нулю – если остаться дома. 

Велокурьеры в Швейцарии требуются постоянно.	Кадр из фильма
Велокурьеры в Швейцарии требуются постоянно. Кадр из фильма

Журналист и режиссер Эйлин Хофер как раз любит отправляться за материалом подальше от родной Швейцарии. Три года назад в конкурсе московского «Артдокфеста» принимала участие ее картина «Он был великаном с карими глазами» – история поездки девочки из Швейцарии к своему отцу в Азербайджан. Теперь в Москве представили фильм Хофер «Горизонты» – наблюдение и размышление о феномене кубинского балета, вернее, о самой яркой его звезде Алисии Алонсо. Диве 94 года, она почти не видит и передвигается с помощью ассистентов, но по-прежнему единолично правит в своей балетной империи. Она, как говорится, звезда в законе, верная соратница Фиделя Кастро, наделенная неисчерпаемым кредитом доверия власти. 

В 40-е годы слава Алисии Алонсо распространилась по всему миру. Ее приглашали самые престижные театры мира, но балерина предпочла отдать свой талант родине. Популярность Алисии всколыхнула на Кубе балетный бум – девочки острова мечтали стать танцовщицами. В фильме Эйлин Хофер три героини – Алисия Алонсо, нынешняя прима Кубинского национального балета Вьенсай Вальдес и подросток Аманда, ученица балетной школы. Три очень упорные одинокие труженицы. Жизни их отданы станку и сцене. И Кубе! Самое интересное – их абсолютно естественный патриотизм. Все получали заманчивые предложения, но отвергали их: что может быть почетнее славной сцены Кубинского национального балета?! 

Часто в «паспорте» фильма Швейцария соседствует с другими государствами. Кинопроизводство в этой богатой стране довольно скромное, и, кажется, дефицит идей, яркого материала и талантливых творцов нуждается в восполнении со стороны. «Киноиндустрии в Швейцарии де-факто быть не может, – объясняет Антуан Каттин. – В стране живут 8 млн человек – меньше, чем в Москве. Из них 70% говорят по-немецки (причем  это такой немецкий, которого немцы не понимают), 25% – по-французски, еще немного – по-итальянски. То есть нет единого рынка, нет даже единого языка». Однако фестиваль в швейцарском Нионе делает для общемировой индустрии документального кино очень много. Помимо кинопрограмм его козыри – питчинг (презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов) и кинорынок. Лучано Баризоне рассказал, что 80% проектов, представляемых на питчинге в Нионе, становятся фильмами. За такую площадку стоит поблагодарить тихую Швейцарию.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
651
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
570
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
681
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
475

Другие новости