Посетители выставки смогут примерить костюмы главных персонажей мультфильма. Фото пресс-службы галереи
Совмещать современное искусство с традициями – этому определенно стоит поучиться у Государственной галереи на Солянке. До начала февраля три ее этажа занимает «Выставка Карлсона», в рамках которой в праздничной атмосфере объединились разные жанры и направления в искусстве. Новый выставочный проект, или, как его называют сами организаторы, арт-аттракцион, рассказывает о масштабе влияния «в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил» на нашу национальную культуру.
К работе над проектом привлекли профессионалов из мира кино, театра и изобразительного искусства. Среди них – анимационный куратор и научный сотрудник Музея кино Павел Шведов, художник и архитектор Катя Бочавар и директор Солянки Федор Павлов-Андреевич. Рассказ о легендарном герое Астрид Линдгрен они решили начать со знакомых каждому из нас изображений рыжеволосого весельчака, строго придерживаясь хронологии возникновения и последующих видоизменений знаменитого героя.
Шведская писательница создала своего неунывающего и вечно молодого героя в 1955 году. Спустя два года книга в блестящем переводе легендарной переводчицы Лилианны Лунгиной вышла на русском языке, а в 1968 году переведенный текст уже превратился в спектакль Театра сатиры и анимационный фильм киностудии «Союзмультфильм». Именно благодаря этому мультфильму Анатолия Савченко и Юрия Бутырина и возникли знакомые нам с детства образы Карлсона и Малыша в том виде, в каком мы все их помним. В залах выставочного пространства галереи подробно можно рассмотреть уникальные эскизы и раскадровки мультфильма из Государственного центрального музея кино и оригинал-макеты диафильмов из частных коллекций, которые Анатолий Савченко чуть позже создавал вместе с Борисом Степанцевым.
Следующие залы экспозиции, как и принято в большинстве проектов галереи, полны интерактивных составляющих. Авторы выставки простыми и понятными в использовании инструментами рассказывают посетителям всех возрастов историю рыжеволосого весельчака с пропеллером. При этом всем гостям арт-аттракциона предлагается в буквальном смысле окунуться в мир забавных историй Астрид Линдгрен, например, сфотографироваться или снять видео в ванной комнате с голосом Фрекен Бок из динамика «телефонного душа». Здесь же посетители галереи могут переодеться в красочные костюмы Малыша, Карлсона или Фрекен Бок и отправиться в другие воссозданные комнаты из квартиры Малыша, чтобы поиграть в гостиной с разбросанными игрушками конца 1960-х годов или собрать с пола советским пылесосом плюшки в рамках интерактивной инсталляции «Плюшками балуемся». Для всех этих забав организаторы выставки использовали новые музейные технологии, серьезно поработав с аудиосопровождением залов и подготовив специальную компьютерную программу для игры с теми самыми «виртуальными плюшками» на полу.
Зал с архивными видеозаписями показывает разные версии прочтения истории о Малыше и Карлсоне.
Фото пресс-службы галереи |
В отдельном пространстве архивные фотоснимки и видеозаписи Московского театра сатиры, Театра им. Ленсовета из Санкт-Петербурга и екатеринбургского Театра Николая Коляды демонстрируют разные версии прочтения истории о Малыше и Карлсоне. За просмотром этих кадров семьи засиживаются долго, с интересом вспоминая давно забытые моменты из книги. В отличие от современных интерпретаций шведской сказочной истории, представленных в так называемых Соляных подвалах галереи, кадры с молодой Алисой Фрейндлих воспринимаются легко и непринужденно публикой всех возрастов. «Это не про Карлсона, пошли отсюда», – в недоумении от видеоработы мексиканца Эктора Заморы говорит одна из посетительниц своей дочке и тянет малышку за руку в сторону более привычных для нее залов с игрушками и телевизорами. Не все из представленных в Соляных подвалах арт-объектов легко воспринимаются широкой публикой, нахлынувшей в залы Солянки в новогодние праздники.
Постоянные гости галереи, наоборот, спускаются в помещение на минус первом этаже галереи с особым энтузиазмом. Поиск концептуальных подходов к раскрытию главной темы той или иной выставки – традиционный подход галереи, совмещающей на своей площадке противоречивое актуальное искусство с более консервативными проявлениями творчества. Так и в случае с «Выставкой Карлсона» ее кураторы, не изменяя традициям галереи, выделили все залы подвального помещения под современное искусство. Часть представленных работ была создана ранее. Например, та же не понятая всеми зрителями видеоинсталляция мексиканского художника Эктора Заморы, участвовавшего в 53-й Венецианской биеннале современного искусства, или инсталляция московской арт-группы Миш Маш «Рожи Ветров», которая в прошлом году вошла в Параллельную программу биеннале современного искусства Манифеста’10 в Санкт-Петербурге. Первая работа, запечатлевшая десятки выкинутых из окон здания комнатных растений, по идее кураторов, отсылает зрителей к эпизоду, когда Карлсон так же выкидывает бегонию Френкен Бок, вторая напоминает о ловком преображении находчивого героя в привидение. Некоторые другие произведения современные художники разработали специально для новой экспозиции Солянки. Особое место среди них занимают скульптуры Ивана Лунгина. Мастер архитектурной живописи одновременно является наследником переводчицы, подарившей нам знаменитого героя Астрид Линдгрен. Из цельных кусков дерева он создал свои представления об идеальном доме неунывающего и всегда понимающего друга с пропеллером. Как в случае с такими новыми арт-объектами, так и при работе с ранее созданными творениями художников главной задачей кураторов выставки было представить посетителям как хорошо знакомые, известные с детства произведения, так и современный, несколько переосмысленный взгляд на Карлсона, которые по-новому рассказывают шведскую сказку. Все они добавляют, казалось бы, зачитанной и засмотренной до дыр истории дополнительные, ранее не увиденные читателями смыслы, шутки и эмоции, пусть даже немного шокирующие.