0
9412
Газета Люди и положения Интернет-версия

14.06.2013 00:01:05

Эмоциональный эксгибиционизм

Тэги: выставка, Мунк, художник


выставка, Мунк, художник В экспрессивных картинах, размещенных в «Зеленой комнате», внутренние переживания художника ощущаются особенно остро. Фото с сайта www.munchmuseet.no  

При упоминании имени норвежского художника Эдварда Мунка одним из первых образов, всплывающих в сознании, становится многократно тиражируемый в поп-индустрии и самый дорогой на рынке «Крик».  Затем в памяти возникают хрестоматийные иконографичные картины «Поцелуй», «Вампир», «Меланхолия», «Девочки на мосту» из коллекции ГМИИ имени Пушкина. Однако благодаря первой, самой полной, ретроспективе загадочного норвежца, открывшейся в начале июня в Осло сразу в двух музеях, стало возможным соединить все осколочные впечатления о творчестве Эдварда Мунка в единый образ.
«Мунк 150» – юбилейная выставка, посвященная полуторавековой годовщине со дня рождения пионера модернистской традиции европейского искусства. Ретроспектива представляет более 270 работ автора и поделена между двумя площадками: работы с 1882 до 1903 года расположились в Национальной галерее живописи, архитектуры и дизайна, а с 1904 до последних полотен 1944 года – в Музее Мунка. Обе площадки владеют одним из самых внушительных собраний работ автора, две трети произведений экспозиции считаются достоянием Норвегии, а остальная часть заимствована из музеев мира.  В том числе в проект вошли работы из коллекции Пушкинского музея, нью-йоркского МОМА, всего лишь несколько работ из частных собраний.
Ретроспектива выстроена в хронологическом порядке, однако каждый зал имеет свой тематический фокус. Мунк на протяжении своей жизни неоднократно воспроизводил одни и те же сюжеты, ставшие хрестоматийными в его творчестве. Они встречаются в экспозиции в различных версиях, как графических, так и живописных. Подобная перекличка между залами, отзвуки художественных экспериментов, растянутых во времени, и ритмические повторы в экспозиции двух музеев, по замыслу кураторов проекта, создают художественную симфонию внутри ретроспективы автора.
11.jpg
Эдвард Мунк – один из самых узнаваемых
и цитируемых художников.
Фото с сайта www.munchmuseet.no
Мунк – эмоциональный эксгибиционист, шокировавший консервативное художественное сообщество конца XIX – начала XX века визуальными экспериментами и довольно откровенными сюжетами, в основе которых лежали личные переживания автора и острые социальные наблюдения. Психобиографичное построение ретроспективы прослеживается в автопортретах художника, ставших своеобразными вехами творческих и эмоциональных переломов автора на протяжении жизни. Обе экспозиции открываются автопортретами Мунка разных лет, и они же пунктирами встроены в основную канву выставки. Ретроспектива завершается  предсмертным  автопортретом 1944 года. Выставка разворачивается перед зрителем как линия жизни, которая достигает точки экстремума во впервые воссозданном после 1902 года «Фризе жизни», куда вошли все самые известные работы художника.
Фриз восстановлен полностью, включая художественное обрамление. В него вошли практически все оригинальные работы, за исключением самых хрупких, которые музеи, ими владеющие, отказались выдавать. История разворачивается от момента зарождения мира и евангелиевского сюжета Адама и Евы в работе «Метаболизм», постепенно развивается  в бурю страстей и искушений в работах  «Глаза в глаза», «Поцелуй», «Мадонна», «Танец жизни» и искушений, сопровождающих человека на протяжении жизни, в полотне «Вампир», «Ревность», раскаяния и одиночества в «Меланхолии», «Крика» ужаса до момента «Смертного одра». Эти сюжеты  будут преследовать Эдварда Мунка  на протяжении всего его творческого пути.
Развитие драматургии выставки проходит через тематические залы. В Национальной галерее открывают экспозицию ранние работы, в которых уже наблюдается трансформация художественного стиля автора и освобождение от реалистичных оков, в которых его воспитывал учитель Кристиан Крог в тогдашней Христиании (ныне Осло), и переход к эмоциональным экспрессионистским экспериментам. В этом же зале представлена одна из икон творчества Мунка «Больной ребенок», написанная в 1886 году. Эта работа была впервые выставлена в Национальной галерее в год ее создания, и спустя более столетия она снова экспонируется здесь же, в том же зале и чуть ли не на той же стене.  Растворенный в тумане образ угасающей жизни девочки – это воспоминание о его сестре Софи, которая умерла от чахотки в возрасте 15 лет. Как писал сам автор, «болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели». Религиозное воспитание и сложные глубокие потрясения раннего детства, связанные со смертью и безумием, лягут в основу сюжетов и мрачных живописных тонов его работ. Сюжеты, навеянные драмой детства, когда один за одним уходили в иной мир члены его семьи, будут неоднократно возникать  в  дальнейших работах Мунка. Тема жизненной усталости и болезненности проявлялась темными тонами даже в самых безоблачных пейзажах, фаталистично предсказывая конец жизни, что идет рука об руку с самой жизнью. Старшая сестра Ингер стала музой художника на протяжении многих лет, и ее образ взрослел на холстах вместе с созреванием художественного стиля автора. Одним из первых портретов, написанных Мунком, стал портрет «Ингер в черном» 1884 года, который представлен в самом первом зале и относится к периоду поиска собственного стиля. В следующий раз сестра предстает в парадном портрете «Ингер в черном и сиреневом» в зале, посвященном жизни богемы тогдашней Христиании. Этот портрет произвел большой скандал, до этого парадные портреты предназначались лишь царским особам. Романтический период поиска художественного выражения пейзажных сюжетов в протест реализму открывает картина «Ингер на пляже». Ее же безмолвный образ взирает и с полотна «Смерть в комнате больного» 1893 года, который вошел во «Фриз жизни».
945635.jpg
Эдвард Мунк – один из самых узнаваемых
и цитируемых художников.
Фото с сайта www.munchmuseet.no
Религиозное воспитание Мунка накладывало на мастера свой отпечаток. Отражение жизни богемы и «Современной жизни души», представленной двумя скандальными работами – «Пубертат» и «На следующий день», предшествуют собственному грехопадению.  Отдельная алая комната отведена под хрестоматийный сюжет Мунка «Поцелуй», несколько версий которого в графике и живописи  представлены в экспозиции. Болезненная греховная любовная связь с замужней женщиной не давала покоя религиозному художнику. Один из автопортретов, написанных Мунком в этот период, – «В аду». Мастер не раз обращается к христианским сюжетам, помещая себя то в пламя, то на голгофу, искупая таким образом чувство вины, которое преследует. Параллельной художественной линией представлены неизвестные работы автора, серия сцен купания, где игра с дефигурацией тела красноречиво говорит о продолжении стилистических поисков. Кураторы выделили отдельный зал, посвященный местам Осло, связанным с творчеством Мунка. Излюбленными сюжетами стали для него зимние виды и сказочные леса. Последний зал полностью посвящен периоду Остгорстранна, где расположилась резиденция и студия Мунка. Там были созданы знаменитые «Девочки на мосту» и целая серия картин с играющими детьми, ставшая одной из важнейших линий в творчестве автора.
В Национальной галерее выставлена работа, открывавшая череду юбилейных событий, – «Автопортрет с сигаретой» Мунка, который за полгода до начала празднования проехал по всей Норвегии в специально сконструированном для него чемодане.
Вторая часть ретроспективы представлена в Музее Мунка. В коллекции музея находится более 200 камней для литографии и графических отпечатков, выставка которых последует после завершения ретроспективы.
Период с 1904 года, представленный в Музее Мунка, связан с сюжетами норвежского драматурга Генрика Ибсена, творчеством которого художник проникся с раннего возраста. После смерти Ибсена Мунку предложили сделать декорации для постановки «Привидения». В его работах преобладает скорее атмосфера, которая помогает актерам ощущать настроение пьесы, нежели конкретные объекты. С героями Ибсена Мунк себя довольно часто ассоциирует и пишет «Автопортрет с бутылкой»  – одно из переломных полотен периода депрессии и алкоголизма в образе ибсеновского героя. Сюжет иконографичной «Звездной ночи» также навеян драматургией норвежского писателя, где главный герой в звездную ночь прощается с жизнью.  Период 1907 года связан с острыми психологическими переживаниями художника. Достигнув пика карьеры, он в то же время впал в глубокое одиночество. Чувство беспокойства передается в целой серии работ, воспроизведенных в так называемой «Зеленой комнате». Клаустрофобические ощущения сжимающегося пространства, сцены беспробудного пьянства, давящая атмосфера комнаты и повторяющийся мотив с появлением женщины выливается в еще одну работу – «Смерть Марата».
В Музее Мунка также воспроизведен «Фриз жизни», над которым Мунк работал для Немецкого театра. Этот сюжет не покидает его, и он создает версии на протяжении всей жизни. Здесь же выставлен  тот самый «Крик»,  украденный в 2004 году и вернувшийся на законное место в 2006 году. Целый  пантеон деятелей искусства, друзей автора и приближенных, которых сам художник называет «Боги жизни», представлен в отдельном зале. Вторая часть ретроспективы неизменно напоминает о приближающемся конце. «Танец жизни» становится все быстрее, пространство сужается, сгущаются краски.  Мунк пишет  «Автопортреты с моделями» и эти работы еще больше охвачены эмоциональным напряжением и волнением.  Завершает ретроспективу последний автопортрет художника, написанный незадолго до смерти, в 1944 году. Мунк поместил себя между кроватью и часами, намекая о быстротечности жизни и необходимости принятия смерти как таковой.
В основе всех сюжетных линий богатого творчества норвежского автора муки души связаны со смертью, жизнью и любовью, а эти темы, как известно, вечные, поэтому и на сегодняшний день 150-летний Мунк выглядит как нельзя более современным.

Осло–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1147
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
577
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
504
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
635

Другие новости