0
2461
Газета Люди и положения Интернет-версия

15.03.2013 00:01:00

От нашего двора – вашему


Вместо кареты, подаренной Борису Годунову, в Лондон привезли ее уменьшенную копию.
Фото ИТАР-ТАСС

В Лондоне с 9 марта по 14 июля проходит выставка «Сокровища царственных дворов: Тюдоры, Стюарты и русские цари». Почти 160 экспонатов собраны в музее Виктории и Альберта благодаря  содействию Оружейной палаты Кремля, Государственного исторического музея, Королевской Оружейной палаты, Национальных портретной галереи, Морского музея и королевской семьи Великобритании.
Хронометр выставки отсчитывает время от начала правления Генриха VIII.  Взрывной и жестокий он был человек, двух жен казнил, но его пузатые доспехи вызывают улыбку.  От той эпохи почти ничего не сохранилось, кроме каменных львов, украшавших дворец, да дубовых «Зверей Дейкров» – быка, овна, дельфина и грифона, которых специалисты называют редким примером геральдической традиции и английского Ренессанса.
Свидетельства роскоши английского и русского дворов XVI–XVII веков: оружие, портреты, выцветшие прикроватные гобелены, салфетки из дамаска, наряды, когда-то казавшиеся верхом совершенства, ювелирные украшения – стратегически размещены в уютном пространстве выставки. Она приурочена к 400-летию дома Романовых, и ее куратор Тесса Мёрдок подчеркнула на открытии, что задачей организаторов  было не просто продемонстрировать богатство монархов, но рассказать о первых официальных контактах России и Англии.
Генрих VIII умер в январе 1547 года. В том же месяце в России был венчан на царство шестнадцатилетний Иван IV, будущий Грозный. Отношения двух государств начались именно в его правление. В 1553 году англичанин Ричард Ченслер по поручению короля искал северный путь в Китай, но его корабль был штормом занесен в Белое море и пристал неподалеку от Николо-Корельского монастыря. Ченслера доставили в Москву. После благосклонного приема  Иван IV отправил гостя домой – с грамотой о свободной торговле с Россией.
Лондон обрадовался вестям: была учреждена Московская компания, Ченслер вместе с другими купцами опять приехал в Россию. На этот раз царь их  «на Москве двором пожаловал». Купцы, они же дипломаты по совместительству, освоились  – Уильямы стали откликаться на имя Ульян, и вскоре они уже делились своими открытиями России с остальной Европой. Агент Московской компании и первый полномочный посол Англии в Москве Антоний Дженкинсон составил самую подробную на тот момент карту России, Московии и Тартарии. Ее от руки раскрашенный оттиск представлен в знаменитом атласе 1570 года «Зрелище круга земного» Ортелиуса, отпечатанном в Антверпене.
Англичане ввозили в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно, а вывозили мачтовый лес, пеньку, воск, кожи (легкий непромокаемый сундук путешественника из «русской» кожи имеется среди экспонатов), ворвань, меха. Мы учились у них технологиям: кремлевский оружейник  Исаев так скопировал инкрустированные перламутром иноземные пистоли, что не отличишь от английских.
В 1558 году к власти пришла дочь Генриха VIII, Елизавета I Английская. На выставке бросается в глаза малоизвестный портрет молоденькой  королевы, еще не приобретшей свой облик «вечной девственницы». За ней ухаживали короли и герцоги, но, травмированная страшным опытом матери и мачехи, она избегала брачных уз. 
Елизавета I стала единственной женщиной,  до личной переписки с которой снизошел Иван Грозный.  Он обсуждал с ней не только международные конфликты, но и возможность своего бегства в Англию в случае боярского заговора. А еще царь предлагал Елизавете сочетаться с ним браком. Получилась бы могущественная семья Тюдоров-Рюриковичей (оба были последними правителями в своих династиях), да согласия Грозный не получил.
В конце его царствования посланником Англии в России служил Джером Баус. Внешне он был изыскан, о чем можно судить по портрету, но характером отличался недипломатическим. Баус на приемах открыто дерзил Грозному, и лишь авторитет английской короны  спасал сэра.  С этой историей перекликается картинка приема послов в Грановитой палате, написанная внимательным к деталям иностранцем: бояре сидят по стенам, царь на троне, пол плотно устлан коврами всех размеров.
Елизавета I дорожила особыми отношениями с Московией. Мало того что для устроенного ею приема русского посла Григория Микулина золотую и серебряную посуду  привезли из Тауэра на семи повозках, так еще и премьеру шекспировской «Двенадцатой ночи» показали (на выставке выложено Первое фолио Шекспира).
Прекрасное столовое серебро изготавливалось во Франции и в Англии. Елизавета I указывала своим ювелирам, каким орнаментом украшать изделия.  Именно она ввела обычай посылать ценную посуду в  подарок царям. Позже Кремль сам кое-что подкупал, за сто с лишним лет собралась богатая коллекция.  Организаторы называют ее сердцем выставки, и сердце это живое – огромные позолоченные чаши, кубки, стопы, кувшины, блюда блестят как новые. Не все из них использовались по назначению: блюдо для свежих фруктов называли в Кремле «рассольником» и подавали на нем  соленья с маринадами. Зато Россия, несмотря на смутные времена и революции, сохранила эти шедевры раннего периода английского серебряного дела. А в Англии, по словам Тессы Мёрдок, их ждала бы печальная участь прочей драгоценной посуды,  которую почти всю переплавили на монеты во время гражданской войны 1642–1651 годов. 
Сегодня Москва владеет не только одной из самых больших коллекций английского серебра, но и лучшим в мире собранием посольских даров. В Кремле хранится еще один пример королевской щедрости – подаренная  Борису Годунову в 1604 году Яковом I, первым королем династии Стюартов, карета с обитыми персидским бархатом сиденьями.  К сожалению, ее невозможно было привезти в Лондон, на выставке представлена уменьшенная копия.
Ответные дары царей часто бывали... живыми.  В  Англию отправляли арабских скакунов, а в 1662 году царь Алексей Михайлович Романов прислал Карлу II пеликанов. Лондонцы дивились на них, называя помесью аиста с лебедем. Это сейчас без справок и карантина фауну на остров не ввезешь (были нехорошие прецеденты – как с серыми американскими белками, которые вытеснили местных рыжих), а тогда экзотические птицы пришлись ко двору в самом прямом смысле. На потомство той первой пары сегодня можно посмотреть в Сейнт-Джеймс парке, где пеликаны забавляют публику своими уморительными позами.
На вопрос «НГ» «Трудно ли перемещать такое число бесценных предметов между двумя странами?» директор музеев Кремля Елена Гагарина ответила: «Нет, проблем обычно не бывает. У нас налаженные отношения с британской стороной».  Многие экспонаты, кстати, недавно вернулись с  кремлевской выставки «Золотой век английского двора».  Интенсивное сотрудничество музеев двух стран планируется в 2014–2015 годах, которые должны стать Годами культуры России в Великобритании и Великобритании в России. По этому поводу музей Виктории и Альберта готовит при помощи Театрального музея им. Бахрушина масштабную экспозицию русского авангарда. А  Елена Гагарина хочет провести в Москве выставку, посвященную  стилю Макинтош. 

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1182
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
729
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1425
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1388

Другие новости